Рыцари Великой революции, светлое содружество ответственных квартиросъёмщиков (часть первая)

Jan 26, 2022 18:12

Несколько месяцев назад прочитал относительно новую книгу «Дом правительства». Признаюсь, что прочитал ее с подачи френда u_boot_man,  публиковавшего в своем ЖЖ интересные фрагменты из нее. И отнюдь не пожалел, потому что книга замечательная. Не то, чтобы я разделял взгляды автора на поднятые им в этой книге вопросы и его взгляды в целом, но даже и его ( Read more... )

ein gespenst geht um in europa, советское общество, Васисуалий Лоханкин, Москва, социальность как она есть, книги, история

Leave a comment

Comments 80

tari_bird January 27 2022, 05:51:52 UTC
Очень интересно, спасибо :)

Но на мой взгляд, марксизм никак не может претендовать на то, чтобы стать религией, нет, чисто экономическая теория.

Reply

partizan_1812 January 27 2022, 13:27:42 UTC
Не могу вполне согласиться. все же это гораздо больше, чем экономическая теория. Если бы весь марксизм состоял из книги "Капитал", то может быть. Но даже если брать одни тексты, без практики их применения, то марксизм это не только "Капитал".

Reply

tari_bird January 27 2022, 13:43:41 UTC
Да, похоже люди способны смастерить себе религию из чего угодно :(

Reply

partizan_1812 January 27 2022, 13:49:39 UTC
Еще раз повторю. Я не считаю марксизм религией по причине отсутствия сверхъестественного существа, с которым марксизм устанавливает связь. Но автор книги отметает подобные возражения, как это указано в заметке.

Я же сказал только, что не считаю марксизм чисто экономической теорией. В нем есть и "Манифест", и "Анти-Дюринг", и "Государство и революция", и "Материализм и эмпириокритицизм", и письмо к Вендемейеру. :) Это все же учение, объемлющее все стороны жизни. По крайней мере, пытающееся их обнять.

Reply


(The comment has been removed)

partizan_1812 January 27 2022, 12:18:12 UTC
Пасиб. В книге часто отец его появляется, вот и поставил машинально.

Reply


dubomir January 27 2022, 08:27:18 UTC
Юрия Трифонова, Ю.

Reply

partizan_1812 January 27 2022, 12:18:59 UTC
Конечно. Поставил инициал отца, который часто упоминается в книге. :)

Reply


По поводу коммунизма и религии mikhael_mark January 27 2022, 10:20:41 UTC
Отзыв моей дочери о коммунистах дословно: "Все свои идеи у нас украли, а потом нас же и стали геноцидить, чтобы некому было права на краденое предъявить".

Сложно сказать, является ли коммунизм действительно религией (хотя те формы, которые он принял в СССР, определённо несут религиозный отпечаток). Скорее всего - нет, поскольку он не принимает ни мысли о духовном мире, существующем вне нашего материального мира и первичном по отношению к нему, ни о посмертном бытии человеческой личности. Но определённые черты религии в нём явно присутствуют. Тут и своя догматика, за несогласие с которой вполне можно было угодить в "места, не столь отдалённые", и свой заведённый культ, которому государство категорически требовало следовать (в худших традициях Древнего Рима), и даже свои непогрешимые гуру, мнения которых требовалось принимать к сведению и ни в коем случае не обсуждать. И та же слепая вера, и та же телеология и эсхатология (пусть и радикально антихристианские, поскольку Бога коммунисты вынесли "за скобки").

Reply

Re: По поводу коммунизма и религии partizan_1812 January 27 2022, 13:38:06 UTC
Сходство внешних проявлений несомненное. Внутреннего сходства нет.

Для автора нет разницы между Богом, даже богом и безличным законом, и он считает, что ее нет вообще. Это очень естественно для атеиста. Т.е. с т.з. атеиста разницы между христианством, исламом, анимизмом и марксизмом нет. Продолжим же - нет разницы между вышеперечисленным и атеизмом.

Но тогда зачем вообще существует понятие религии? Если поклонение Конституции США религиозно так же, как поклонение Христу, зачем вводить такое понятие?

Reply

Re: По поводу коммунизма и религии mikhael_mark January 28 2022, 20:51:01 UTC
Логично. Собственно, я так и говорю: коммунизм не есть религия в собственном смысле этого слова, потому что для религии главное - сотериология, сотериология - это ключ и средоточие любой нормальной религии. Коммунизм же, отвергая Бытие Божие, духовный мир и посмертную жизнь человека, закономерно создать собственной сотериологии не смог, да и не стремился.

Но определённые элементы религиозного сознания у коммунистов присутствуют - в первую очередь, собственные догматика и культ, принимаемые со вполне религиозным энтузиазмом.

Reply

Re: По поводу коммунизма и религии partizan_1812 January 28 2022, 21:19:00 UTC
И собственная сотериология есть.
Что для них построение коммунизма, если не спасение?

Reply


Юрий Слёзкин mikhael_mark January 27 2022, 10:22:41 UTC
А это который Слёзкин имеется в виду - американский или российский?

Reply

Re: Юрий Слёзкин partizan_1812 January 27 2022, 13:39:04 UTC
А что - их больше одного?

Reply

Re: Юрий Слёзкин mikhael_mark January 27 2022, 14:13:05 UTC
Да. Как я установил по "Википедии" - это дед и внук, полные тёзки. Дед умер в 1947 году ("российский Слёзкин"), известен своим романом об Алексее Брусилове. Внук - "американский Слёзкин" - автор книги, которую Вы разбираете, как мне удалось нагуглить.

Reply

Re: Юрий Слёзкин partizan_1812 January 27 2022, 14:44:52 UTC
Именно так. Тот слёзкин давно не актуален.

Reply


Leave a comment

Up