Предшествующие две серии:
первая,
вторая.
С любой вершины вы вернетесь в свой лагерь. Мы разбили палатку на знакомом старом месте.* Народу было гораздо меньше, чем раньше. То ли ночлег в палатке стал непопулярным, то ли палаточники сейчас ходят в другие места, то ли «медвежья угроза» подействовала, но народу в лесу около озера Колден (Lake Colden) стояло довольно мало. Еще одна и, вероятно, самая важная причина заключалась в том, что число палаточных мест сократили; на многих местах подлеску дали прорасти и теперь они закрыты для туристов.
Пока даже не все растяжки натянуты. И морщинки я еще разглажу.
Озеро Колден окружено горами, которые выше, но менее эффектны, чем те, что окружают Лавинное. Из озера вытекает река, исток которой перегорожен плотиной. На этой плотине удобно приготовлять и съедать завтраки и ужины, созерцая в это время один из красивейших видов в Адирондаках. Удобно потому, что на открытом месте, каковым является озеро, светает раньше, а темнеет позже, чем в лесу, где стоит палатка. Кроме того, правила медвежьей безопасности требуют приготовления пищи на порядочном удалении от лагеря.
Ужин на плотине
Да, и вид тоже. Я ведь упоминал, кажется. Гора Колден и гора Алгонкин образуют в воздухе чашу, отражающуюся в озере Колден, цвет и яркость которой меняются по мере движения солнца по небосводу. (Нет, я слышал, конечно, про теорию сожженного попами Коперника, но в этих краях, мне кажется, движется именно солнце.)
Вот такое мелкое с этой стороны и чистое озеро. В нем, кстати, полно пиявок.
На этот раз ради облегчения рюкзаков мы взяли пропановую горелку (см. выше). При всей приверженности к стилю «олд скул» я эту горелку нежно полюбил. Также полюбил я и модно-дорогую еду, которую для приготовляния надо просто залить кипятком на несколько минут, причем делать это можно прямо в пакете. В минус идет цена, а быстрота приготовления и не нуждающийся в мытье котелок в плюс. Плюсы начинают и выигрывают еще до начала поединка. (Раньше мы брали обычные сухие супы, вторые блюда и варили их положенное время, используя горелку на жидком топливе, а после ужина мыли котелок.)
Поскольку опыта с такой едой у нас не было, были и досадные проколы со вкусовыми качествами некоторых блюд, особенно постных. Но следует признаться, что в целом вполне съедобно, и некоторые блюда вполне заслуживают быть съеденными более одного раза.
Забавная деталь - длительный срок хранения у этих блюд поддерживается, в частности, вложением пакетика с поглотителем кислорода (железная крошка, которая окисляется в герметически закрытом пакете и, таким образом, удаляет кислород). Пакетик с поглотителем обычно находится не на поверхности, а в глубине массы сухого продукта, так что извлечь его забываешь. Вспоминаешь о нем уже после того, как кипяток был влит и блюдо приготовлено. Для таких раззяв в инструкции на пакете написано, что ничего страшного в такой ошибке нет и что пакетик с поглотителем можно просто выбросить.
Для совсем уже неприспособленных к жизни (вернее, для их адвокатов) написано также (даже на русском), что есть пакетики с поглотителем все же не надо.
А вот это ненужный высокотехнологичный перебор. Все фотографии в этих заметках были сняты на телефоны. Я не знал насколько хватит телефонных батарей, и поэтому мы взяли два полностью заряженных аккумулятора с солнечными батареями для подзарядки телефонов. Однако батарей телефонов оказалось вполне достаточно. Поэтому подзарядка, показанная здесь, при четырехдневном походе не требуется.
Кстати, солнечные батареи на китайских аккумуляторах выполняют чисто декоративную функцию. Если хотите пользоваться солнечными батареями, покупайте именно их и не надейтесь на то, что солнечные декоративные панели на аккумуляторах смогут зарядить их более, чем на 10 процентов.
Главное, что все эти бытовые хлопоты проходят вот на таком фоне.
Еще в первой части я обещал рассказать о том, как ловко сочетается в этих местах дикость и минимальный уровень комфорта. Я уже говорил о разметке троп и показывал ее на некоторых фотографиях. Действительно, большая часть троп помечена маркерами - жестяными кружочками разного цвета, прибитых на стволы деревьев, как правило, уже упавших. Разметка очень уместная - не частая, чтобы не вредить деревьям, но и не слишком редкая, чтобы не терять тропы. Скорее даже, чтобы не перепутать тропы. Если тропа одна, то ее можно найти без особых проблем (см.
часть 2, где речь идет и о горе с непомеченными тропами). Но если тропы пересекаются, раздваиваются, сходятся, немудрено их и перепутать. Поэтому в дополнение к разметке ставят вот такие указатели с направлениями и расстояниями по горизонтали и (иногда) вертикали.
Но тропу мало разметить. Ее надо еще и поддерживать в хорошем состоянии, почти как мостки вдоль скалы над озером. Тому есть много причин. Одна из них такова - тропы нередко идут по руслам весенних потоков, которые каждый год их размывают. К тому же, каждый год тропы на в этом районе Адирондаков вытаптывают башмаки нескольких сотен тысяч туристов.
Искусственные элементы троп легко заметить. Посмотрите на ряд камней, образующих невысокий вал, пересекающий тропу под углом около 45 градусов. Это сооружение предназначено для того, чтобы направлять бегущую по тропе воду вниз по склону.
Еще чаще для отвода воды используют ствол упавшего дерева.
С другой стороны, стволы деревьев, которые упали и зависли, перегораживая тропу, пропиливают, чтобы освободить дорогу.
Тропы нередко идут через заболоченные участки. По весне или после дождей идти по ним очень нелегко, поэтому через них иногда прокладывают примитивную гать - бревна или доски, лежащие одна за другой.
Ну или хотя бы вот так.
Кроме уже описанных мостков над озером, троп и настилов через заболоченные участки строят также всякие необходимые сооружения, как-то - линту (lean-to; это такие бревенчатые сооружения с тремя стенами и односкатной крышей, похожие на веранду в детском саду, но меньше по размеру - в них могут располагаться на ночлег без палатки до шести человек), мосты через реки, лестницы на неудобных подъемах/спусках, и металлические тросы на крутых каменных склонах.
Вот - лесенки
Вот - подвесной мостик
Еще одно важное строение в этих краях - «туалет типа сортир» (с). Нужники могут показаться излишним комфортом в таких условиях, но они нужны не только для комфорта, но и для сохранения санитарии на популярных местах стоянок. Без них к концу сезона негде будет встать, а с ними лес вокруг палаток и линту почти первозданно чист. Обычно нужники скрыты от нескромных взоров, как и места стоянок вообще. Но иногда встречаются исключения из этого правила.
По моему мнению, это самый выдающийся нужник района высоких пиков. Он стоит полянке возле места, где встречаются несколько троп. Раньше рядом стояло линту, но его уже разобрали (полагаю, что с целью уменьшить нагрузку на лес и восстановить подлесок), а нужник поддерживают - уж очень место подходящее. Он тут очень похож на избушку, которая «к лесу задом, ко мне передом» (с).
А этот модный нужник находится недалеко от «пяти углов», в том самом месте, где начинается каменная тропа к вершине Марси. С чем связан такой дизайн типа «открытое общество» (с), я не знаю. Другого такого в этих краях я не видел.
В этом году мы увидели даже производство работ. Все работы были сосредоточены в одном месте, на протяжении пары километров. Работающих я снимать не стал, потому что редко кто любит, когда его фотографируют работающим на жаре, покрытого глиной и потом. Если ничего не поменялось со времени, когда я этим интересовался, то это добровольцы Адирондакского горного клуба. В основном им лет по 20 с хвостиком, может быть до тридцати с небольшим. Мы видели, кажется, четверых - и ребят, и девушек.
Но то, что в этом месте ведутся работы можно понять, даже если не видел тех, кто трудится. Всюду вдоль тропы разложены инструменты и материалы, а вдоль тропы натыканы колышки с лентами, на которых описано задание («укрепить край», «поднять тропу», «устроить слив», и т.п.)
Вот такие колышки ("укрепить камнями")
К указателю троп прислонили табличку с просьбой не тырить инструменты и материалы.
Вот они - инструменты разложены там и сям.
А вот, к примеру, материалы.
У самого Лавинного озера лежат доски и брусья в штабелях. В отличие от прочих лопат, топоров и гвоздей, которые люди проносят на себе, эти доски доставляли вертолетом. С обоих концов этих штабелей под металлическую ленту, стягивающую доски, засунуты большие хвойные лапы. Когда я сдавал казенный противомедвежий бачок для продуктов, мне объяснили, что лапы эти парусят и помогают вертолетчикам точнее ставить штабеля на землю.
Иногда, впрочем эти проекты огорчают. Это еще одно озеро по дороге. Оно на полпути между Лавинным и началом маршрута. Когда-то здесь была дамба, регулирующая слив из озера в реку (слева), по которой можно было перейти на тот берег. Но по неизвестным мне соображениям ее разобрали. Может быть, захотели восстановить естественную экосистему, а может быть, весенний слив кого-нибудь затапливал ниже по течению. Не знаю. Но в результате отличное озеро, в котором водились выдры, обмелело, и теперь по его бывшему дну гуляют люди и собаки.
В общем, быстро отпуск закончился. Хотя кое-чьи новые ботиночки успели пообтереться.
А потом мы возвращались домой и по дороге, как всегда, проехали вдоль места, где продают домики на колесах. Есть немало людей, которые путешествуют именно таким образом. Иные даже, выходя на пенсию, продают дом и покупают такой вот таборваген и живут в нем, кочуя по Бессарабии где понравится. Не каждому такая цыганская жизнь по нраву и не каждому она по плечу.
* Ненамеренно получилась аллюзия на песню времен Войны Штатов. На этот раз - удивительное рядом - северянскую: «Tenting on the old camp-ground» («Ставим палатки на месте старой стоянки»). Песня все же неплохая.
Click to view