Обсуждение, последовавшее за
заметкой о бельгийском бронедивизионе на Восточном фронте Первой Мировой войны, принесло новые для меня и интересные материалы, которыми я и спешу с вами поделиться.
В интернет-журнале "Иные берега" в 2008 году была опубликована статья Леонида Варебруса о встречах с потомками солдат того бронедивизиона. В ней собраны некоторые воспоминания о тех событиях и говорится о книге, написанием которой занимались ветераны.
Вот ссылка
на эту статью, а ниже приведу несколько выдержек из нее.
...письмо солдата Луи де Потера, отправленное в Бельгию из Петергофа 8 декабря 1915 года. Никаких штампов на пожелтевшем от времени листе, или самого конверта нет, только перепечатка на машинке по-французски:
"5 декабря в 5 утра - общее собрание: мы переезжаем в Царское Село. До этого практически всю ночь работали в мастерских, где было собрано все наше вооружение: 50 бронеавтомобилей с пушками, грузовики, автоцистерны для горючего. Карета скорой помощи. Еще велосипедисты-разведчики, подразделение, куда вхожу и я. Бронеавтомобили двинулись своим ходом. Мы приехали на вокзал в 7 утра, но поезд тронулся лишь в половине первого. Нас погрузили в литерный поезд. Мороз под -15. Так что мы прямо в теплушке устроили костер. Это было печальное и длительное путешествие, нас даже не накормили. 60 километров преодолевали целый день, бронемашины приехали намного раньше. В Царское Село добрались вечером, в половине десятого. Амуниция на нас была фронтовая: вещмешок, винтовка на спине, лопата и мотыга, привязанные к велосипеду. Плюс одеяло и спальный мешок. Царское Село оказалось ни городом, ни деревней: старый дворец в парке и одна улица с магазинами. Кое-где виллы и дворцы великих князей."
Еще в Бельгии, узнав о вступлении в войну Италии, [автор этого письма] выкрасил местную знаменитость, прибившуюся к солдатам дворнягу по кличке «Пуля» в цвета итальянского флага. Позже эта же «Пуля» попала с дивизионом и в Россию, где чуть не подверглась репрессиям: когда бельгийцы готовились к боевому смотру перед русским царем, она во время построения носилась как угорелая, вызывая смех солдат и раздражение царской свиты. Бельгийцам велели немедленно и навсегда изгнать собаку, ставшую к этому времени своеобразным «оберегом» и их талисманом. Пришлось ее временно упрятать в броневик. И конечно, когда мимо проходил император, он захотел заглянуть внутрь именно этой бронемашины. Все невольно замерли, но... пронесло. Собака словно «воды в рот набрала». Зато с императором вышла целая история. После смотра Николай Второй пошел смотреть новые бронемашины, сделанные бельгийцами. Заглянуть внутрь еще одного броневика ему сразу не удалось, так как сбоку была очень высокая ступенька. Один из бельгийцев неожиданно приподнял царя, ухватив его за шинель ниже спины. Сопровождавшие генералы растерялись, а солдаты успели сфотографировать этот «непротокольный» момент, смеясь уже вместе с царем.
- Отец [Арман Франсуа, солдат бронедивизиона] никогда не уставал рассказывать про это, причем, каждый раз что-то добавляя, неизменно посмеиваясь в свои огромные усы, - дополнила рассказанное Ивонн. - Иногда вспоминал какую-нибудь новую историю. Да вот, хотя бы. Во время их официальной встречи в Царском Селе должен был прозвучать государственный гимн Бельгии. Русские почему-то не знали мелодии, не было и никаких нот. А потому быстро обратились к самим бельгийцам.
В результате, на смотре прозвучала... популярнейшая в их стране мелодия, которую распевали в те годы во всех брюссельских кабачках. Слова, естественно, были еще те, но в России ведь этого не могли знать...
- О правдивости судить не берусь. Лучше послушайте историю, как смертельно раненому Потеру купили погребальный венок...
Летом 1917 года шли очень большие бои. В одном из них Луи был смертельно ранен в голову, несколько месяцев не приходил в сознание и никто не надеялся, что он выживет. В первую очередь, врачи. Тут подошло время собираться домой и как ни тяжело было оставлять друга, но пришлось, так как ни о какой дороге ни могло быть и речи. Чтобы хоть как-то отдать ему честь, решили оставить врачам огромный, купленный вскладчину венок: положите на могилу, когда все кончится... Луи же, после отъезда наших солдат домой и вопреки всем диагнозам, выздоровел и, продав этот венок на киевском рынке, заказал себе отличный обед. О чем, неожиданно появившись на одной из ветеранских встреч, со смехом и рассказал несказанно обрадовавшимся ему товарищам. Впрочем, не упустив случая упрекнуть их в том, что поверили медикам, мол, не ждите, все равно умрет...
В статье много всего интересного и не всегда такого смешного - и о боях, и о потерях, и о возвращении домой, и о встречах ветеранов после войны в Бельгии. С интересными фотографиями. Очень рекомендую к прочтению.
Знамя ассоциации ветеранов бронедивизиона
О книге я уже упоминал в добавлении к прошлому посту. Замечу и здесь, что книга, о которой шла речь в статье, была опубликована на фламандском и даже переведена на украинский. Вот
в этом посте в ЖЖ дается информация об этой книге и показаны некоторые фотографии из нее (отличного качества). Рекомендую также.