Кто нибудь что нибудь слышал о Науру?

Feb 08, 2008 23:06

Это после расово познавательной и верной статьи Ланькова меня потянуло отсканить репортаж наших географов оттуда. Старый, ещё 71го года.
Но всё таки интересный
Летом 1971 г. в плавание по Тихому океану на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев» вместе с учеными других специальностей впервые отправился географический отряд. Его целью было изучение экваториально-тропической природы. Экспедиция побывала на многих островах. Одним из них был остров Науру, знаменитый богатым месторождением фосфоритов.

Науру лежит у самого экватора на значительном удалении от других островов Океании. Его координаты 0°32' ю. ш. и 166°55' в. д. Науру - вершина высокой горы, круто поднимающейся со дна океана. Площадь острова всего 21 км2, живет на нем около 6 тыс. человек, из которых половина - постоянно. Это самостоятельное государство, республика, член ООН.
Главное богатство острова - фосфориты. По существу вся внутренняя часть Науру - сплошная залежь с очень высоким содержанием фосфора. Более 90 млн. т фосфоритов хранили недра небольшого острова. Их добыча ведется уже более 60 лет.
Науру был открыт в 1798 г. Тогда на острове жило около тысячи человек, разделенных на 12 родовых кланов. Это отразилось и на нынешней административной карте острова, на которой выделено 12 районов. С конца прошлого века Науру был германской колонией. В это время остров был одним из главных поставщиков копры в западной части Тихого океана.
В 1900 г. новозеландец Альберт Эллис открыл на Науру месторождение фосфоритов. В 1907 г. началась их добыча, которая велась преимущественно под контролем британских компаний. После первой мировой войны Науру стал подмандатной территорией Англии, Новой Зеландии и Австралии. Однако истинным хозяином острова стала Британская фосфатная компания, которая привлекала на остров дешевую рабочую силу - китайцев и жителей других островов Океании. Постоянное присутствие на Науру 1500-2000 иностранных рабочих явилось важнейшей особенностью демографии острова.
Вторая мировая война тяжело отразилась на жизни острова.
В августе 1942 г. Япония оккупировала Науру. Сюда было привезено более 1,5 тыс. рабочих, главным образом из Кореи. Японцы пытались продолжать разработки фосфоритов, однако воздушные бомбардировки и морская блокада помешали этому. К июню 1943 г. на острове оказалось около 5 тыс. человек, включая 1,3 тыс. японских военнослужащих. Численность науруанцев составляла тогда всего 1,8 тыс. человек. Вместе с тем продовольственные ресурсы острова с трудом обеспечивали пропитание 1,5 тыс. человек. Тогда японские милитаристы вывезли 1,2 тыс. науруанцев на Каролинские острова. После войны на родину вернулось лишь 737 островитян. Остальные умерли, в том числе все малолетние дети и старики. День возвращения (31 января) отмечается сейчас как одна из самых торжественных дат науруанского календаря.
К тому же Науру 31 января 1968 г. стал независимым государством. За крупную сумму науруанцы приобрели акции Британской фосфатной компании, став полноправными хозяевами острова. Флаг Науру - синее поле с золотой продольной полосой м золотой двенадцатиконечной звездой. Синее поле символизирует океан, полоса - положение страны у экватора, звезда 12 кланов, из которых сложился народ Науру.
Науру продолжает жить разработкой фосфоритов. Ежегодно здесь добывают до 2 млн. т этого сырья. Все оно экспортируется главным образом в Австралию. По добыче фосфоритов Науру занимает сейчас четвертое место среди капиталистических и развивающихся стран.
Особенности ландшафтов береговой полосы
Мы подошли к Науру 17 июля в полдень. С борта корабля было видно, что остров представляет собой невысокое плато со сравнительно ровной поверхностью и крутыми склонами, одетыми древесной растительностью. На фоне яркой зелени отчетливо вырисовывались строения: два выдвинутых в море громадных транспортера - погрузчики фосфоритов, соединенные эстакадой с берегом. Слева от них - шлюпочная пристань: Науру не имеет порта, суда встают на рейде у бочек, поддерживая связь с берегом на шлюпках. Ещё дальше вдоль берега целый квартал занимают склады Кроме фосфоритов, здесь ничего не добывают, но потребляют очень многое. Суда приходят нерегулярно, и поэтому надо иметь большой запас самого необходимого. Рядом со складами кварталы двухэтажных типовых домов - общежития для иностранных рабочих.
Остров окаймлен узкой низменностью, по которой проложено шоссе. В наиболее широкой части низменности построена взлетно-посадочная полоса, где садятся самолеты из Австралии. Шоссе - главная улица страны. Вдоль него расположились небольшие, но живописные дома науруанцев.
Первое впечатление не оставляло сомнения в том, что на Науру мы встретим ландшафты, значительно измененные человеком. Тем более сильным было удивление, когда днем позже, начав изучение ландшафтов острова, мы очутились в довольно обширном девственном лесу, из которого не без труда нашли обратную дорогу.
Одной 'из задач географического отряда было составить ландшафтную карту, которая могла бы зафиксировать особенности рельефа, почвы, растительности острова, а также изменения, внесенные человеком.
Еще в Москве мы пытались составить представление об острове по литературным данным. Оказалось, что сведения о Науру крайне ограничены. Более или менее подробно описаны лишь его фосфориты. Почти нет сведений о климате, растительности. Было очевидно, что даже беглые наблюдения на острове могли дать ценный материал. Поэтому нас обрадовал подарок австралийского инженера-геолога - крупно-форматный аэрофотоснимок острова, дешифрирование которого обещало много интересного.
Уже первые маршруты по острову показали, что природа его береговых и внутренних частей совершенно различна. Это касалось не только форм рельефа поверхности, но и почв, и растительности.
По кольцевой шоссейной дороге мы обошли весь остров. На протяжении 18-километрового пути его берега однообразны. Остров окаймлен широкой (до 250-300 м шириной) литоралью - подводной террасой, поверхность которой почти полностью обнажается во время отлива. Эта терраса - барьерный риф из отмерших кораллов. Воды океана размывают поверхность террасы, действуя особенно активно на растворимые компоненты породы. Наиболее плотные пласты противостоят разрушению и поднимаются над поверхностью рифа в виде острых скал. Эти скалы и мелководье затрудняют подходы к берегу, поэтому для прохода шлюпок в подводной террасе пробит канал. Вместе с тем терраса защищает берега острова от океанской волны, и ветровое волнение и зыбь разбиваются у ее внешнего края.
При отливе видно, как богата литораль живыми организмами: в лужицах воды между скал множество морских ежей и голотурий, снуют по песку крабы. Верхняя часть подводной террасы буквально усеяна живописными живыми кораллами и раковинами моллюсков разных форм. и размеров. У переднего края литорали - неширокий пляж из тонкого белесого кораллового песка. До начала разработки фосфоритов береговые террасы были главной ареной жизни островитян. Небольшая высота поверхности дает этой территории одно важное качество: доступность к грунтовым водам. Это было важно не только для водоснабжения населения, но и для поддержания режима увлажнения в почве. А сейчас, когда население широко использует привозные продукты, и сельскохозяйственное производство невелико, эти земли больше используются под декоративные растения, окружающие дома иауруанцев. Почти отпала надобность и в грунтовых водах. К тому же дебит колодцев неустойчив, да и вода в них низкого качества. Островитяне пользуются дождевой и привозной водой. Почти у каждого дома - цистерна, куда собирается вода. Завоз воды и продуктов питания избавил жителей острова от неблагоприятных последствий, которые порождает неустойчивый климат Науру.
Бывают годы, когда на острове выпадает всего 120-150 мм осадков. Это кажется парадоксальным для экваториальной суши, а объясняется тем, что зоны конвергенции пассатов, дающие обильные осадки, располагаются в этой части океана севернее и южнее экватора. Лишь временами (чаще всего в ноябре - марте) они захватывают Науру. Местные жители жаловались, что в 1970 г., например, дождей не было почти 6 месяцев.
В засушливый период вода в колодцах исчезает или становится солоноватой, перестают плодоносить кокосовые пальмы и другие культурные растения. Несмотря на завоз продуктов питания, засуха сказывается на здоровье науруанцев: в периоды засухи витаминный рацион сильно сокращается. Медицинская статистика показывает, что пики заболеваний, в том числе туберкулезом, обычно совпадают с падением кривой атмосферных осадков.
Внутриостровные ландшафты
Высокая стена буровато-серых известняков круто поднимается над береговыми низменностями. Поднявшись на нее, мы увидали отчетливые признаки кольцевого вала лагуны, местами как бы разорванного проходами - бывшими проливами, ведущими во внутреннюю часть нынешнего острова. Мы исследовали северные и северо-западные части острова и почти всюду обнаружили фрагменты этого вала. Видны остатки вала и на аэрофотоснимках.
Итак, Науру - поднятый атолл, а его внутренняя часть - бывшая лагуна. Познакомиться со строением ее поверхности особого труда не составляло: половина острова уже превращена в карьер. На его стенах обнажается 5-8-метровая толща горных пород. Фосфориты залегают на самой поверхности, а непосредственно под почвенным слоем (30-40 см) - буровато-коричневый несортированный материал из щебня и более мелкого заполнителя. На глубине около 2 м эта масса подстилается известняком. Поверхность известняка не ровная, а покрыта глубокими вертикальными нишами. Разделяющие их выступы превратились в острые пики. Фосфоритная масса кармаяами залегает по карьерам, Там, где она выбрана, известняковые пики поднимаются со дна карьера, образуя своеобразный «каменный лес». Каждый ствол в нем имеет высоту в 4-5 м и ширину 2-3 м. Каменные пики так густо покрывают дно карьера, что пройти
участок в 30-40 м шириной - задача трудная даже для альпиниста.
На древнем барьерном рифе фосфориты отсутствуют. Нет их и на береговых террасах острова. Следовательно, можно предполагать, что древняя лагуна атолла служила как бы коллектором фосфорсодержащих органогенных осадков. Их разложение. по-видимому, сопровождалось образованием фосфатизированных известняков.
Обычно считается, что первоисточник фосфоритов на островах Океании, в том числе и на Науру,- гуано. Однако в последнее время австралийские геологи пришли к выводу, что фосфориты Науру могли образоваться и при разложении отмершей морской фауны. Это хорошо согласуется с отсутствием фосфоритов на древнем кольцевом рифе.
На острове нет ни одной реки, ни одного ручья, нет даже следов временных водотоков. Вместе с тем здесь ежегодно выпадает примерно 30 млн. м3 воды. Если даже учесть, что часть ее испаряется, все же нельзя не признать, что и оставшейся воды достаточно, чтобы ее геологическая деятельность запечатлелась в формах рельефа.
Значит, толща, слагающая поверхность острова, высоководопроницаема. И следы рельефообразующей деятельности воды зафиксированы не на поверхности, а в самой толще пород - в причудливых формах рельефа отработанной части карьера.
Особенности ландшафта ненарушенной части острова также свидетельствуют о необычности его водного режима. Господствующую растительную формацию можно определить как низколесье. В нем резко преобладает алофиллум - растение, имеющее, как и многие ксерофильные виды, жесткие листья. Сами леса светлые, с развитым травянистым покровом, с частыми прогалинами. Все это кажется несовместимым со значительной суммой годовых осадков, достаточной для развития влаголюбивой флоры. Но вода на Науру просачивается сквозь землю. О значительной водопроницаемости грунта говорят и особенности почвенного профиля.
Прошлое и будущее острова
Известняки, слагающие древний кольцевой вал (барьерный риф), имеют палеогеновый возраст. Вероятно, к этому времени относится появление острова и формирование его ландшафтов.
Попробуем заглянуть в геологическое прошлое Науру. Продолжительное время остров оставался атоллом, над его кольцевым валом поднимались низкие узкие песчаные острова. Превращение атолла в остров началось, очевидно, в миоцене. К началу четвертичного периода он приобрел конфигурацию, близкую к современной. Постепенное поднятие превращало лагуну в плато. По мере поднятия атолла лагуна разбилась на отдельные бассейны, к которым вели узкие мелкие проходы. Невысокие береговые валы, образовавшиеся при перемещении известкового песка вдоль берега под действием ветровых и приливных волн, отделяли от лагуны участки мелководий. Здесь поселялись мангровые растения, густо оплетающие грунт подземными и воздушными корнями. Они-то и останавливали движение наносов. По мере поднятия берега мангровая растительность уступала место наземной, среди которой преобладали солевыносливые виды - панданус и сцаевола. В периоды поднятия острова эта пионерная растительность господствовала. Уже позже, когда часть солей была вымыта, она уступила место жестколистным породам деревьев.
В развитии флоры и фауны Науру? существенную роль сыграла отдаленность острова от континента и других островов. Среди растений преобладают виды с легко переносимыми семенами и плодами. Первыми населили остров птицы. Однако и их видовое разнообразие небогато. Мы видели лишь несколько видов. Наиболее интересный из них - большой фрегат. Встречался нам серый буревестник и белая крачка. Видели и мелких: воробьиных птиц. По мелководью бродит много куликов,
Характерно отсутствие некоторых; групп беспозвоночных, например многоножек. На острове мало видов; жуков, дневных бабочек, но зато есть мелкие гусеницы, мошки, кузнечики.
С деятельностью человека сопряжено будущее ландшафтов Науру. Ныне выработанная площадь карьера занимает более половины острова. Реально может быть добыто еще 50 млн т фосфоритов, и через 20-25 лет вся внутренняя часть острова превратится в выработанный карьер.
Уже сейчас науруанцы начали задумываться над будущим острова. Рекультивация карьера очень сложна. Естественные процессы восстановления природной среды протекают очень медленно. Рекультивация территории, занятой карьером, очень сложна, особенно при отсутствии почвы на острове. Уже пытаются завести землю на судах, которые увозят с острова фосфориты. Однако такая транспортировка требует больших затрат и пока проводится в виде эксперимента лишь на небольших участках острова. Кроме того, на Науру возникает опасность иного рода. Вместе с товарами, привозимыми на остров, поступает громадное количество тары из жести, полиэтилена, стекла. К ним добавляются отходы домашнего быта: старые автомобили, мебель и т. п. С этим мусором встречаешься на каждом шагу: на пляже, среди кокосовых пальм и в лесу.






инострань

Previous post Next post
Up