Может быть, я не знаю каких-то военных секретов, но я всегда считал, что ионные двигатели в СССР промышленно использовались только на геостационарных спутниках, а фотоспутники обычно низкоорбитальные. Ну и логике ваше высказывание тоже несколько противоречит. Ионный двигатель - устройство малой тяги, им выгоднее делать небольшие коррекции и такие коррекции легко выполнять с высокой точностью. Так что орбита спутника с ионным двигателем должна напоминать "японскую", когда оно летит прямо и делает коррекции на каждом витке. Во всяком случае, резких маневров оно делать не должно, да и просто не может.
Но при этом описание "спутник описывал какие-то загогулины" действительно похоже на движение с постоянной малой тягой! Причем если наблюдатель будет фитовать такое движение на большом интервале времени стандартной орбитой (а чем еще?) - у него действительно будет наблюдаться ерунда, поскольку это принципиально не кеплеровский эллипс.
Собственно, советских спутников фоторазведки было ровно две массовых серии: ранний "Зенит" (который гагаринский корабль), и до сих пор летающий "Янтарь" (сначала с отстреливаемыми фотокассетами, позже с радиоканалом) - оба, конечно, со множеством модификаций под множеством названий. Ничего другого scholar-vit мониторить не мог. На "Зените" ионных двигателей точно не могло быть, а про "Янтарь" не могу найти подробностей.
"спутник описывал какие-то загогулины" действительно похоже на движение с постоянной малой тягой!Описать загогулину, двигаясь с постоянной тягой, затруднительно. И вообще, я вижу, вы в Kerbal Space Program не играли
( ... )
Хе, зато я читал чудесные "Очерки о движении космических тел" Белецкого, а там движение с постоянной малой тягой разобрано подробно (применительно к солнечному парусу). Поначалу, естественно, получается все тот же кеплеровский эллипс с постепенно плывущими параметрами - а потом все идет вразнос и спутник вообще сносит с орбиты!
Но даже без таких ужасов: если на спутник действует постоянная сила (маленькая) - значит, просто по определению, его орбита вообще не кеплерова (чуть-чуть). И наблюдатель, не знающий об этой тяге и пытающийся фитовать его движение (как любого нормального спутника) кеплеровской орбитой, будет получать отклонения странного вида, вполне описуемые как загогулины. Навскидку - спутник будет выписывать вокруг того положения, где он должен быть согласно фитующей кеплеровской орбите, то ли расширяющуюся спираль, то ли расширяющуюся восьмерку, сходу не соображу. :-)
> Так что орбита спутника с ионным двигателем должна напоминать "японскую", когда оно летит прямо и делает коррекции на каждом витке. Во всяком случае, резких маневров оно делать не должно, да и просто не может.
Что батарея? (какой вопрос, такой ответ). Конечно, без солнечных батарей электрореактивные двигатели не интересны, а с солнечными батареями они работают только на дневной стороне. Но дневная сторона - это минимум половина каждого витка.
Есть ресурс на вкл/выкл у таких движков (как и ресурсы батарей)
потому я бы предположил, что на ряде витков коррекция не работает и заряжается двигательная батарея. Потом двигатель включается и ряд витков подряд идет коррекция. Простая и разумная схема.
а малая тяга будет действительно странно выглядеть на фите
Ну и логике ваше высказывание тоже несколько противоречит.
Ионный двигатель - устройство малой тяги, им выгоднее делать небольшие коррекции и такие коррекции легко выполнять с высокой точностью. Так что орбита спутника с ионным двигателем должна напоминать "японскую", когда оно летит прямо и делает коррекции на каждом витке. Во всяком случае, резких маневров оно делать не должно, да и просто не может.
Reply
Собственно, советских спутников фоторазведки было ровно две массовых серии: ранний "Зенит" (который гагаринский корабль), и до сих пор летающий "Янтарь" (сначала с отстреливаемыми фотокассетами, позже с радиоканалом) - оба, конечно, со множеством модификаций под множеством названий. Ничего другого scholar-vit мониторить не мог. На "Зените" ионных двигателей точно не могло быть, а про "Янтарь" не могу найти подробностей.
Reply
Reply
Но даже без таких ужасов: если на спутник действует постоянная сила (маленькая) - значит, просто по определению, его орбита вообще не кеплерова (чуть-чуть). И наблюдатель, не знающий об этой тяге и пытающийся фитовать его движение (как любого нормального спутника) кеплеровской орбитой, будет получать отклонения странного вида, вполне описуемые как загогулины. Навскидку - спутник будет выписывать вокруг того положения, где он должен быть согласно фитующей кеплеровской орбите, то ли расширяющуюся спираль, то ли расширяющуюся восьмерку, сходу не соображу.
:-)
Reply
Но СколярВит говорил не про то, что вы описываете, а про иррегулярный характер коррекций.
Reply
а батарея?
Reply
Конечно, без солнечных батарей электрореактивные двигатели не интересны, а с солнечными батареями они работают только на дневной стороне. Но дневная сторона - это минимум половина каждого витка.
Reply
потому я бы предположил, что на ряде витков коррекция не работает и заряжается двигательная батарея. Потом двигатель включается и ряд витков подряд идет коррекция. Простая и разумная схема.
а малая тяга будет действительно странно выглядеть на фите
Reply
Leave a comment