Пара слов о самооценке

Mar 14, 2010 02:14

Если задуматься, то очень многое в жизни человека - и в трудовой, и в личной, и в творческой, и в эмоциональной, зависит от того, какая у человека самооценка.

Базис самооценки закладывается в детстве. Если он корявый - скорректировать можно, конечно, но лучше уж его изначально "не корявить".
И, пожалуй, не очень вредно будет напомнить заботливым родителям некоторые банальные вещи о том, как поспособствовать тому, чтобы самооценка у ребенка была более-менее здоровой.



Самооценка - это, по сути, отношение человека к самому себе ("Я" - я какой?) плюс его ОТНОШЕНИЕ к тому, что он делает, и на что он способен ("поступки, способности и качества"- что я могу?).
Для здоровой самооценки важно и то, и другое.

В формировании самооценки малыша, как и во всем, что касается детского развития, природа удивительно логична: все выстраивается постепенно, и со смыслом.

1. Младенец примерно с 0 до 3 мес

В первые месяцы жизни за счет того, что мама обращается к малышу ласковыми интонациями и улыбками, у ребенка появляется первое самоощущение.
Мама же улыбается ЕМУ ЛИЧНО.
И он как бы начинает чувствовать, что ОН ЕСТЬ.
Закладывается фундамент - на него будет дальше наслаиваться все, что касается самооценки.

Очень важно, чтобы самоощущение младенца было окрашено светлыми тонами.

А у мамы то депрессия, то усталость, то спать хочется.
Поэтому природа решила, что пусть ребенок в это время радуется любому вниманию: хоть мама на него ругается, хоть высказывает свое недовольство - лишь бы не пугала.

Что важно в этот период: брать ребенка на руки, прижимать к себе, гладить по спинке, много разговаривать с ним и улыбаться.
Даже если вам по каким-то причинам плохо или страшно.

2. Примерно 3-12 мес

Внутри эмоционального общения с мамой у малыша возникает интерес к предметам. Он их начинает хватать, тащить в рот, стучать ими, бросать, рвать, мять и совать куда ни попадя.

Помимо того, что все эти бессмысленные (на взгляд взрослого) действия способствуют развитию интеллекта, они ещё и способствуют закладке второй сферы самооценки ("Я могу").
Именно в будущих действиях с предметами сформируются умения и способности ребенка.
А пока предметы помогают создать образ физического "Я": когда малыш ощупывает и облизывает предмет - он как бы обнаруживает его границы, выделяет этот предмет из окружающего мира.
Все тщательно продумано природой: имея такой опыт выделения предмета, он сможет теперь выделить и себя, свое тело. Для ребенка он сам - пока тоже предмет. Потому малыши и пытаются порой поймать свои ноги и засунуть их в рот.
"Вот это - кубик, это - погремушка, а это… мои ножки! Вау, это - я!" - что-то вроде этого.

Что может помешать этому процессу?
Лишние запреты и ограничение опыта общения с предметами.
Нельзя заменять этот опыт исключительно любовью мамы и общением на уровне "давай лучше поговорим и поцелуемся, не трогай это, это, это и это, а трогай только вот это и вот это".
Предметов в этот период должно быть как можно больше - разных.
И делать ребенок с ними должен все, что захочет.

3. Примерно 1 - 3 года

Малыш подрос, научился самостоятельно передвигаться, действовать с предметами, обнаружил, что предметы обладают разными свойствами и функциями, и понял, что он сам - не совсем-таки обычный предмет. А похожий вот на этого мальчика. Или на вот эту девочку.

Ребенок начинает узнавать себя в другом малыше.
Дети раннего возраста не зря очень любят наблюдать за другими детьми. Не общаться, а именно изучать их - разглядывать, ощупывать, беситься и ждать, что другой ребенок будет делать то же самое.
Ребенок выделяет себя теперь не как отдельный предмет, а как один из подобных, на фоне сходства с другими. Он начинает сравнивать себя с другими. Пока ещё не осознанно, но это скорее уже не совсем самоощущение, а почти самосознание.
Совсем скоро ребенок назовет себя "Я".

В то же самое время он учится все новым и новым действиям с предметами - он уже на многое способен. Совсем скоро будет что оценивать.
И чтобы "было что" - важно ребенка учить разным умениям.
Не знаниям, подчеркнем, а УМЕНИЯМ.

И сейчас природа в очередной раз проявляет свою мудрость: малыши раннего возраста совершенно не воспринимают и не осознают критику в свой адрес.

У них уже сформировано ощущение "я - бесценный, уникальный, единственный в своем роде", и это ощущение, по идее и в идеале, окрашено материнской любовью в красивые цвета.
Теперь нужно, чтобы такого же яркого цвета было и ощущение "я могу".
И ребенок буквально "пропускает мимо ушей" все комментарии по поводу того, что что-то у него не вышло, или какой-то он не такой.

Он требует исключительно положительной оценки своих достижений. Требует порой очень активно - даже кулаками.

Так что в раннем возрасте детей нужно хвалить. Продолжать одаривать их своей безусловной любовью, и оценивать исключительно положительно любые их умения, навыки и способности.
Если вы хотите получить "хорошее" поведение - закрепляйте его похвалой.
Критиковать ребенка в этом возрасте бесполезно совершенно.

А как же отрицательные поступки?
Ну, он же не специально. Он пока не умеет сознательно наносить вред планете. Чуть позже научится - тогда и скажете все, что вы об этом думаете.

А пока вы можете огорчиться, вместе устранить неприятности, показать последствия, но на "хорошесть" ребенка лучше не посягать.

3. Дошколенок 4- 6 лет

Ребенок теперь способен выделить свои отдельные качества, умения и способности - ОСОЗНАННО.
Задает вопросы: "Я полезный? Я хорошо сделал?", утверждает "Я - красивая, как принцесса", "Я - самый сильный, да же?"

И вот тут природа дает ребенку интерес к другим людям. В том числе и для того, чтобы он мог научиться оценивать себя.
Ведь оценить себя - это, как ни крути, значит сравнить себя с кем-то другим.

Сравнивать себя со взрослым - дело неблагодарное. Нужно примерно равное тебе (но другое) существо.
И для формирования нормальной самооценки теперь очень-очень важно общение со сверстниками.

Здесь нужно не забывать, что самооценка дошколенка всегда завышена. Он должен чувствовать себя лучше других - и это нормально.
Поэтому в этом возрасте дети часто конфликтуют друг с другом - конкуренция.
Ребенок порой начинает ябедничать и напрашиваться на похвалу, чтобы получить от взрослых лишнее подтверждение того, что он достаточно хорош.
И ему нужно это подтверждение давать.

Вы, разумеется, оцениваете теперь уже его поступки "трезво", высказываете свое мнение, и даже порой демонстрируете, что страшно недовольны тем, что он делает. Но банальный и затертый совет "Оценивайте поступки, а не ребенка" очень важно держать в голове.

Если удалось "донести" до ребенка, что он не очень хороший, хуже других, и ребенок в это поверил - такой ребенок требует коррекции.
Низкая самооценка дошколенка - это очень плохо. Это уже нужно бить в колокола.

Плохо для самооценки ребенка:

- регулярно его наказывать - физически или просто унизительно;
Если хорошо подумать, то наказания дошколенка бессмысленны совершенно - кроме, пожалуй, "метода естественных последствий"

- подчеркивать его недостатки, сравнивать с другими детьми;

- лишать его общества сверстников;
Причем общаться с ними он должен максимально свободно - без вашего надзора и слежения за порядком и правильным поведением. Вмешивайтесь в общение детей, только если есть какая-то угроза.
Взрослый для дошколенка - образец норм и правил, а сверстники нужны, чтобы тренировать САМО-БЫТНОСТЬ - возможность быть собой.

- нельзя игнорировать или высмеивать страхи ребенка.

И только во время кризиса семи лет ребенок начинает оценивать себя адекватно.
И учится воспринимать другого ребенка не как конкурента, а как такую же уникальную личность, как он сам.

И вот тогда ему можно отправляться в школу.
А там начинается уже другая история.
И очень многое в этой истории зависит от того, какой базис был заложен в дошкольном детстве.
Previous post Next post
Up