Часть 3: Процессное управление. Пять уровней процессного управления

Aug 15, 2013 14:37

Первая часть
Вторая часть

Содержание:
  • Введение
  • Уровень 1: Процессы не определены
  • Уровень 2: Определены некоторые процессы
  • Уровень 3: Определено большинство процессов
  • Уровень 4: Процессы находятся под управлением
  • Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются
Введение.
В различной литературе встречается деление предприятий по уровню внедрённости процессного управления на пять типов:
Уровень 1: Процессы не определены
Уровень 2: Определены некоторые процессы
Уровень 3: Определено большинство процессов
Уровень 4: Процессы находятся под управлением
Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются



Данное деление и рисунок взяты из книги Владимира Репина Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. Эта модель, является немного измененной моделью - СММI(R) (Capability, Maturity Model Integration), предложенной Beth Chrissis, Mike Konrad and Sandy Shrum в книге CMMI(R): Guidelines for Process Integration and Product Improvement

Можно считать такое деление общепризнанным специалистами в процессном управлении.

Так же есть шкала зрелости процессного управления предложенная Gartner(http://www.gartner.com):

0 - понимание неэффективности;
1 - знание процессов;
2 - внутрипроцессная автоматизация и контроль;
3 - межпроцессная автоматизация и контроль;
4 - управление цепочкой добавленной стоимости. Имитационное моделирование;
5 - адаптивная структура бизнеса.

В этой части статьи, я попытаюсь раскрыть подробнее все пять уровней, что бы вы смогли понять где вы находитесь и зачем следует двигаться к Пятому уровню.

Уровень 1: Процессы не определены

На этом уровне находиться 99.9 % всех компаний малого и среднего бизнеса. “Культура героев” очень удачное определение.

Характерные особенности предприятий первого уровня:
  • Руководитель любит решать проблемы перерисовкой структуры компании
  • Сотрудники задерживаются на работе.
  • Не редки авралы
  • Много претензий клиентов
  • Высокая текучка кадров
  • Высокие затраты, в том числе на зарплату
  • У руководителя постоянно звонит телефон и он работает по 12 часов в сутки (чем страшно гордится и тем вызывает еще больший смех)
В таких компаниях “рулят” люди с высокими зарплатами. Руководители таких предприятий характерны тем, что очень часто считают, что все их проблемы решат, какие то “волшебные” специалисты, которых они вечно ищут.

Для малого и среднего бизнеса архиопасная политика. Если Apple может себе позволить косяки в менеджменте и закроет их великолепными спецами, которые стоят к ним в очередь, то основные массы российского бизнеса, обманывают себя, когда думают, что у них будут работать хорошие специалисты. Или мы по разному понимаем словосочетание - хороший специалист.

Для первого уровня характерно даже не то, что нет прописанных процессов, а то что вообще в компании нет понимания бизнес-процесса. Есть функции, обязанности, инструкции.

Какие следствия? Дикий хаос, который заливается деньгами и существует благодаря низкой конкуренции, админресурсу или еще чему нибудь искусственному (например суперприбыль на контрафакте).

Уровень 2: Определены некоторые процессы

Этот уровень говорит о том, что компании начали интересоваться процессным подходом и впервые для себя открывают удобство работы с процессами. Уже есть понимание, что нужно двигаться, но куда и как пока нет. Как правило предприятия не долго держатся на этом уровне, так как быстро понимают, что движние к процессному управлению нужно.

Уровень 3: Определено большинство процессов

Компании почувствовали вкус к процессному управлению и активно малюют направо и налево процессы. Часто как попало. Сам такой был. В этом периоде компании начинают преодолевать сопротивление сотрудников к процессному управлению. А как вы думали? “Героям” это не нравится, они чувствуют нутром опасность для себя.

Уровень 4: Процессы находятся под управлением

Вуаля, вы в команде сильных. Ваши процессы прописаны, вы начинаете внедрять KPi, вдруг проблем становиться меньше, телефон почти не звонит. Поздравляю, “Марио спас принцессу”.

Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются

Этот уровень для элиты менеджмента. Вы уже победили на прошлом уровне, вам сюда не обязательно. На этот уровень не забраться без системного подхода к управлению компанией в целом. И самое главное без правильного стратегического менеджмента, который включает в себя управление идеологией. Одного процессного подхода тут мало.

Характерные особенности предприятий пятого уровня:
  • Дикая масштабируемость
  • Качество работы способное поспорить с Мерседесом и Тоётой
  • Процессное мышление культивируется у каждой уборщицы
  • Открываются ресурсы для творчества и инноваций
  • Менеджмент ходит задрав нос перед коллегами из других компаний и подрабатывает консалтингом
  • Руководитель управляет несколькими компаниями из бассейна(шутка)
  • Текучки почти нет, она только в виде естественного отбора
(продолжение следует)

bpm, Менеджмент, 1БИЗНЕС

Previous post Next post
Up