Первая часть Вторая часть Содержание:
- Введение
- Уровень 1: Процессы не определены
- Уровень 2: Определены некоторые процессы
- Уровень 3: Определено большинство процессов
- Уровень 4: Процессы находятся под управлением
- Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются
Введение.
В различной литературе встречается деление предприятий по уровню внедрённости процессного управления на пять типов:
Уровень 1: Процессы не определены
Уровень 2: Определены некоторые процессы
Уровень 3: Определено большинство процессов
Уровень 4: Процессы находятся под управлением
Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются
Данное деление и рисунок взяты из книги Владимира Репина Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. Эта модель, является немного измененной моделью - СММI(R) (Capability, Maturity Model Integration), предложенной Beth Chrissis, Mike Konrad and Sandy Shrum в книге CMMI(R): Guidelines for Process Integration and Product Improvement
Можно считать такое деление общепризнанным специалистами в процессном управлении.
Так же есть шкала зрелости процессного управления предложенная Gartner(
http://www.gartner.com):
0 - понимание неэффективности;
1 - знание процессов;
2 - внутрипроцессная автоматизация и контроль;
3 - межпроцессная автоматизация и контроль;
4 - управление цепочкой добавленной стоимости. Имитационное моделирование;
5 - адаптивная структура бизнеса.
В этой части статьи, я попытаюсь раскрыть подробнее все пять уровней, что бы вы смогли понять где вы находитесь и зачем следует двигаться к Пятому уровню.
Уровень 1: Процессы не определены
На этом уровне находиться 99.9 % всех компаний малого и среднего бизнеса. “Культура героев” очень удачное определение.
Характерные особенности предприятий первого уровня:
- Руководитель любит решать проблемы перерисовкой структуры компании
- Сотрудники задерживаются на работе.
- Не редки авралы
- Много претензий клиентов
- Высокая текучка кадров
- Высокие затраты, в том числе на зарплату
- У руководителя постоянно звонит телефон и он работает по 12 часов в сутки (чем страшно гордится и тем вызывает еще больший смех)
В таких компаниях “рулят” люди с высокими зарплатами. Руководители таких предприятий характерны тем, что очень часто считают, что все их проблемы решат, какие то “волшебные” специалисты, которых они вечно ищут.
Для малого и среднего бизнеса архиопасная политика. Если Apple может себе позволить косяки в менеджменте и закроет их великолепными спецами, которые стоят к ним в очередь, то основные массы российского бизнеса, обманывают себя, когда думают, что у них будут работать хорошие специалисты. Или мы по разному понимаем словосочетание - хороший специалист.
Для первого уровня характерно даже не то, что нет прописанных процессов, а то что вообще в компании нет понимания бизнес-процесса. Есть функции, обязанности, инструкции.
Какие следствия? Дикий хаос, который заливается деньгами и существует благодаря низкой конкуренции, админресурсу или еще чему нибудь искусственному (например суперприбыль на контрафакте).
Уровень 2: Определены некоторые процессы
Этот уровень говорит о том, что компании начали интересоваться процессным подходом и впервые для себя открывают удобство работы с процессами. Уже есть понимание, что нужно двигаться, но куда и как пока нет. Как правило предприятия не долго держатся на этом уровне, так как быстро понимают, что движние к процессному управлению нужно.
Уровень 3: Определено большинство процессов
Компании почувствовали вкус к процессному управлению и активно малюют направо и налево процессы. Часто как попало. Сам такой был. В этом периоде компании начинают преодолевать сопротивление сотрудников к процессному управлению. А как вы думали? “Героям” это не нравится, они чувствуют нутром опасность для себя.
Уровень 4: Процессы находятся под управлением
Вуаля, вы в команде сильных. Ваши процессы прописаны, вы начинаете внедрять KPi, вдруг проблем становиться меньше, телефон почти не звонит. Поздравляю, “Марио спас принцессу”.
Уровень 5: Процессы непрерывно совершенствуются
Этот уровень для элиты менеджмента. Вы уже победили на прошлом уровне, вам сюда не обязательно. На этот уровень не забраться без системного подхода к управлению компанией в целом. И самое главное без правильного стратегического менеджмента, который включает в себя управление идеологией. Одного процессного подхода тут мало.
Характерные особенности предприятий пятого уровня:
- Дикая масштабируемость
- Качество работы способное поспорить с Мерседесом и Тоётой
- Процессное мышление культивируется у каждой уборщицы
- Открываются ресурсы для творчества и инноваций
- Менеджмент ходит задрав нос перед коллегами из других компаний и подрабатывает консалтингом
- Руководитель управляет несколькими компаниями из бассейна(шутка)
- Текучки почти нет, она только в виде естественного отбора
(продолжение следует)