И еще один художник, который учился вместе с Костанди, которого Кириак Константинович изобразил на своей картине "У больного товарища" (1884) и с творчеством которого я с удовольствием познакомился. Жаль, что в Сети он представлен больше как иллюстратор и карикатурист, а не как живописец... Да и вообще о художнике мало сведений, а его портрет можно увидеть только на картине Костанди.
Алексей Фёдорович Афанасьев
30 ноября (12 декабря) 1850, Санкт-Петербург - 1920
Кириак Костанди Портрет Алексея Афанасьева (деталь картины "У больного товарища") 1884 г.
Русский жанровый живописец, график, карикатурист, иллюстратор, член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
Алексей родился в Петербурге, в семье служителя Высочайшего Императорского Двора, а проще говоря - придворного повара. Мальчик окончил курс реформатской школы, и в 18 лет, в 1868 году был принят на службу при императорском дворе сначала истопником, а в 1871 году - лакеем. И ходить бы Лёшеньке до пенсии в лакеях, да уж очень он рисовать любил.
Поэтому в 1872 году поступил в Академию художеств вольнослушателем в класс гипсовых голов, а через год переведен в натурный класс. Вольнослушателем юноша проучился в Академии до 1880 года, получив даже в 1877 году поощрительную серебряную медаль за рисунок с натуры. Но когда в 1879 году Афанасьев написал в правление Академии художеств заявление с просьбой допустить его к сдаче вступительного экзамена, чтобы учиться в числе студентов официально, в поступлении в ученики Академии ему академическим Советом было отказано.
Где работал и чем занимался молодой художник следующие шесть лет - биографии умалчивают. Возможно, он продолжил службу при дворе, а может - стал «свободным художником» и продолжал заниматься живописью «для себя». В пользу второй версии говорит тот факт, что летом 1881 года Афанасьев вместе со своими бывшими сокурсниками и друзьями Костанди, Дубовским и Кудрявцевым ездил на этюды в село Бутырки Орловской губернии. Да и для картины Костанди «У больного товарища» (1884) он позировал в 1882-83 годах, значит, общался с художественным кругом Академии.
Кириак Костанди У больного товарища. 1884 г.
В результате, в 1886 году Афанасьев взял в Академии свидетельство о посещении классов живописи, и в следующем году стал работать преподавателем в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Художник продолжал заниматься и собственным творчеством, работая преимущественно в бытовом жанре.
В конце 1880-х годов Афанасьев присоединился к «Товариществу передвижных художественных выставок», на выставках ТПХВ 1889 и 1890 годов он представил свои жанровые картины «Кладбище» и «Перед праздником». Эскиз к второй работе приобрел для своей коллекции П.М.Третьяков. На передвижных выставках художник экспонировался с 1889 по 1918 год.
Алексей Афанасьев Вынос иконы. ранее 1917 г.
Кроме того, принимал участие в выставках Товарищества южно-русских художников (ТЮРХ), Общества русских акварелистов, Общества художников исторической живописи, питерского Общества художников имени А. И. Куинджи, основанного в 1909 году по инициативе и на средства самого Архипа Ивановича, а также Московского товарищества художников. По найденным в интернете картинам видно, что художника, как уроженца "Петра творенья", интересовала личность создателя города. Например, Петр I является персонажем не одной картины Афанасьева.
Алексей Афанасьев Петр Великий при Лахте спасает погибающих солдат. 1914 г. Русский музей, СПб
Алексей Афанасьев Въезд Петра I в Москву после Полтавской битвы.
С 1894 по 1897 год Афанасьев принимал участие в оформлении Храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, который еще называют Храм Спаса на Крови, поскольку он сооружен был на месте, где 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.
Собор Воскресения Христова на Крови или Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
Храм строился 24 года, хотя решение о его строительстве было принято сразу же в 1881 году, и тогда же был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе принимали участие лучшие зодчие - И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа, он проводился в два этапа, поскольку все проекты отклонялись лично Александром III. В результате в 1883 году император выбрал проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева), потому что он был выполнен в «русском стиле» и напоминал московский собор Василия Блаженного. Весной 1883 года началось строительство, но освятили собор только летом 1907 года уже при Николае II. Историки пишут, что «открытие» храма почти на десять лет задержали мозаичные работы интерьера и фасада. Ведь площадь мозаичных картин в Спасе на Крови составляет чуть более семи тысяч квадратных метров. Мозаики создавалась в мастерской В. А. Фролова, а вот эскизы к ним в течение двух десятилетий создавали более 30 художников. Среди них были и мэтры - Фирс Журавлёв (1836-1901), Виктор Васнецов (1848-1926), Андрей Рябушкин (1861-1904), Михаил Нестеров (1862-1942), и менее известные живописцы, такие как Николай Харламов (1863-1935) или Василий Беляев Васильевич (1867-1928). Последний, кстати, создал для мозаик храма 48 эскизов.
Наряду с названными живописцами и Алексей Афанасьев принимал участие в этом оформительском проекте. Он создал 12 эскизов для наружных мозаик в кокошниках храма и для внутреннего интерьера на северо-западном и северо-восточном подкупольных пилонах. Кому интересно, могу их все перечислить: «Святой Павел», «Серафим», «Святой апостол Лука», «Святые Иаков, Евфимий и Евстафий», «Преподобные Моисей Мурин и Макарий Египетский», «Мученики Аверкий и Порфирий», «Апостолы Никанор и Флегонт», «Святые Андроник и Аполлос» «Святые великомученики Варлаам Хутынский и Александр Свирский», «Мученики Лукиан и Агафодор», «Апостолы Родион и Урван», «Апостолы Иоанн Богослов и Иаков Заведеев».
Жаль, нигде не нашел ни эскизов, ни самих мозаик. Приходится довольствоваться теми фотографиями, на которых явно не работы Афанасьева.
Мозаичные росписи храма Спаса-на-крови.
Надо отметить, что Афанасьев все же больше известен не как живописец, а как иллюстратор и карикатурист. Он много лет и плодотворно сотрудничал с юмористическими и сатирическими журналами «Шут», «Осколки», «Всемирная иллюстрация», «Лукоморье», «Север» и др. В первых двух помимо иллюстраций он печатался, как карикатурист. Да и иллюстрации к литературным произведениям, выполненные с достаточной долей иронии, ярко представляют талант Афанасьева-карикатуриста.
Самые известные иллюстрации художника были выполнены к сказке «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова, напечатанной в 1897-1898 годах в журнале «Шут».
Алексей Афанасьев Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова. 1897 г.
Алексей Афанасьев Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова. 1897 г.
Алексей Афанасьев Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова. 1897 г.
Алексей Афанасьев Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова (эскиз). 1897 г.
Оформил он также сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» и «О рыбаке и рыбке», стихотворения А. К. Толстого, поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души».
Алексей Афанасьев Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Коробочка и Чичиков в испачканном фраке.
Алексей Афанасьев Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков утром в постели, в доме Коробочки.
Алексей Афанасьев Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Коробочка.
Многие эти рисунки были позже напечатаны на открытках издательства «Ришар». А по мотивам стихотворения А. К. Толстого «У приказных ворот» (1857) Афанасьев даже написан картину маслом. Сама работа находится в Тверской картинной галерее, а эскиз к ней - в Саратовском художественном музее имени А. Н.Радищева.
Алексей Афанасьев Эскиз иллюстрации к стихотворению Н.А.Некрасова "Дядюшка Яков".
До 1905 года Алексей Афанасьев жил и работал в Санкт- Петербурге. О продвижении его по службе в Рисовальной школе мне неизвестно, но в 1905 году случилось невероятное. «Вольнослушателя» Академии, не удостоившегося даже звания классного художника какой-нибудь степени назначают исполняющим обязанности директора Пензенского художественного училища. В начале 1905 года умирает директор Пензенского художественного училища, академик живописи Константин Аполлонович Савицкий (6 июня 1844, Таганрог - 13 февраля 1905, Пенза), более 20 лет отдавший педагогической деятельности. И на его место назначают Афанасьева. А может, это была своеобразная ссылка? Ведь в начале ХХ века Пенза хоть и была крупным губернским городом с многовековой историей и культурными традициями (город был основан в 1663 году), но все же по сравнению со столицей - провинция. Правда, отмечу, что на посту директора училища Афанасьев продержался всего 4 года. В 1909 году он был уволен по болезни, вернулся в Санкт-Петербург и через время продолжил преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.
Алексей Афанасьев Праздничный отдых (Любитель птиц). 1915 г. Частная коллекция
Следующее десятилетие, как и последние годы художника - большое «белое пятно». Хотя многие картины и иллюстрации художника как раз датированы 1910-ми годами.
Алексей Афанасьев Старушки. 1917 г.
Да и в одной из биографий встретилась фраза: «С 1912 года особо активно сотрудничал с журналами». Кроме этого, известно лишь, что Алексей Афанасьев умер в 1920 году. Даже в одном из источников предполагают, что в Сибири (Как художника туда занесло?). Впрочем, не стоит забывать, что по стране семимильными шагами двигался большевизм. И художнику могли припомнить папеньку-повара при Дворе, а может быть и картины для Спаса на Крови?
Я могу только гадать… А еще надеяться, что когда-нибудь и в биографии этого живописца станет намного меньше «белых пятен».
Алексей Афанасьев Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок» П.П.Ершова. 1897 г.
Основной источник - Википедия и электронные словари и энциклопедии.