ТАНЕЦ В ЖИВОПИСИ - БАЛЕТ (МАЙЯ УШЛА В МАЕ... Памяти Великой Балерины.)

May 04, 2015 00:05

Портрет Плисецкой

В ее имени слышится плеск аплодисментов. Она рифмуется с плакучими лиственницами, с персидской сиренью, Елисейскими полями, с Пришествием. Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая - полюс магии.
Она ввинчивает зал в неистовую воронку своих тридцати двух фуэте, своего темперамента, ворожит, закручивает: не отпускает.
Есть балерины тишины, балерины-снежины - они тают. Эта же какая-то адская искра. Она гибнет - полпланеты спалит! Даже тишина ее - бешеная, орущая тишина ожидания, активно напряженная тишина между молнией и громовым ударом.
Плисецкая - Цветаева балета.
Ее ритм крут, взрывен.




Зевин Евгений Моисеевич (род. 1947) Майя Плисецкая из серии Герои нашего времени (Камертон). 2014 г.






Луппов Сергей Михайлович (1893-1977) Майя Плисецкая в балете "Дон Кихот". Китри. 1950 г.




Марусова Наталия Владимировна (Украина) Узы балета. Майя Плисецкая (рисунок на фольге). 2007 г.




Новосельская Нина Николаевна (1926-1985) Портрет балерины Майи Плисецкой. 1950-е гг.




Новосельская Нина Николаевна (1926-1985) Портрет Майи Плисецкой. 1950-е гг.

***
Каждый жест Плисецкой - это исступленный вопль, это танец-вопрос, гневный упрек: «Как же?!» Что делать с этой «невесомостью в мире гирь»?
Самой невесомой она родилась. В мире тяжелых, тупых предметов. Самая летящая - в мире неповоротливости.
Мне кажется, декорации «Раймонды», этот душный, паточный реквизит, тяжеловесность постановки кого хочешь разъярит.
Так одиноко отчаян ее танец.
Изумление гения среди ординарности - это ключ к каждой ее партии.
Крутая кровь закручивает ее. Это не обычная эоловая фея -
Другие - с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром.
Не с тем - италийским
Зефиром младым,-
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!




Егорова Любовь Портрет Майи Плисецкой. 2011 г.




Ирина Баст Портрет Майи Плисецкой. 2014 г.




Лада Родионова (Украина) Балерина Майя Плисецкая.




Поспехова Марина Александровна (род. 1967) Кармен Майи Плисецкой.

***
Впервые в балерине прорвалось нечто - не салонно-жеманное, а бабье, нутряной вопль.
В «Кармен» она впервые ступила на полную ступню. Не на цыпочках пуантов, а сильно, плотски, человечьи.
В ней нет полумер, шепотка, компромиссов.
Лукав ее ответ зарубежной корреспондентке. «Что вы ненавидите больше всего?» - «Лапшу!» И здесь не только зареванная обида детства.
Как у художника, у нее все нешуточное. Ну да, конечно, самое отвратное - это лапша, это символ стандартности, разваренной бесхребетности, пошлости, склоненности, антидуховности. Не о «лапше» ли говорит она в своих записках: «Люди должны отстаивать свои убеждения… только силой своего духовного «я». Не уважает лапшу Майя Плисецкая! Она мастер.
Я знаю, что Венера - дело рук,
Ремесленник - я знаю ремесло!




Фонвизин Артур Владимирович (1883-1973) Портрет Майи Плисецкой. 1953 г.




Шахмейстер Владимир Майя Плисецкая, из цикла рисунков о балерине "Танец в живописи. Полет души". 1981 г.




Шахмейстер Владимир Майя Плисецкая, из цикла рисунков о балерине "Танец в живописи. Полет души". 1981 г.

***
Балет рифмуется с полетом. Есть сверхзвуковые полеты. Взбешенная энергия мастера - преодоление рамок тела, когда мускульное движение переходит в духовное. Кто-то договорился до излишнего «техницизма» Плисецкой, до ухода ее «в форму». Формалисты - те, кто не владеет формой. Поэтому форма так заботит их, вызывает зависть в другом. Вечные зубрилы, они пыхтят над единственной рифмишкой своей, потеют в своих двенадцати фуэте. Плисецкая, как и поэт, щедра, перенасыщена мастерством. Она не раб формы. «Я не принадлежу к тем людям, которые видят за густыми лаврами успеха девяносто пять процентов труда и пять процентов таланта».
Это полемично.
Мы забыли слова «дар», «гениальность», «озарение». Без них искусство - нуль. Как показали опыты Колмогорова, не программируется искусство, не выводятся два свойства поэзии. Таланты не выращиваются квадратно-гнездовым способом. Они рождаются. Они национальные богатства - как залежи радия, сентябрь в Сигулде или целебный источник.
Такое чудо, национальное богатство - линия Плисецкой.




Савостюк Олег Михайлович (род. 1927) Народная артистка СССР Майя Плисецкая. 2007 г.




Богатов Илья Александрович (род. 1973) Портрет Майи Плисецкой. 2010 г.




Сафронов Никас (Николай Степанович) (род. 1957) Майя Плисецкая. Балет - это жизнь.




Кукрыниксы (Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991), Порфирий Никитич Крылов (1902-1990), Николай Александрович Соколов (1903-2000)) Майя Плисецкая (Дружеский шарж).

***
Танец - не только преодоление тяжести.
Балет - преодоление барьера звука.
Звук, воспринимаемый осязанием! В этом балет адекватен любви.
Когда разговаривают предплечья, думают голени, ладони автономно сообщают друг другу что-то без посредников.
Государство звука оккупировано движением. Мы видим звук. Звук - линия. Сообщение - фигура.
Параллель с Цветаевой не случайна.
Как чувствует Плисецкая стихи!
Помню ее в черном на кушетке, как бы оттолкнувшуюся от слушателей. Она сидит вполоборота, склонившись, как царскосельский изгиб с кувшином. Глаза ее выключены. Она слушает шеей. Модильянистой своей шеей, линией позвоночника, кожей слушает. Серьги дрожат, как дрожат ноздри.
Припорхнула к ней как-то посланница элегантного журнала узнать о рационе «примы».
Ах, эти эфирные эльфы, эфемерные сильфиды всех эпох! «Мой пеньюар состоит из одной капли шанели». «Обед балерины - лепесток розы»…
Ответ Плисецкой громоподобен и гомеричен.
Так отвечают художники и олимпийцы.
«Сижу не жрамши!»
Мощь под стать Маяковскому. Какая издевательская полемичность!




Морозов Эдуард Николаевич (1938-2000) Майя Плисецкая.




Храбров Владимир Леонидович (род. 1953) Портрет Майи Плисецкой с автографом балерины автору. 1975 г.




Б.Киран Кумари (Индия) Майя Плисецкая. 2011 г.

***
Она самая современная из наших балерин. Век имеет поэзию, живопись, физику - не имеет балета. Это балерина ритмов XX века. Ей не среди лебедей танцевать, а среди автомашин и лебедок! Я ее вижу на фоне чистых линий Генри Мура и капеллы Роншан.
«Гений чистой красоты» - среди издерганного, суматошного мира.
Красота очищает мир.
Отсюда планетарность ее славы.
Париж, Лондон, Нью-Йорк выстраивались в очередь за красотой, за билетами на Плисецкую.
Как и обычно, мир ошеломляет художник, ошеломивший свою страну.
Дело не только в балете. Красота спасает мир. Художник, создавая прекрасное, преображает мир, создавая очищающую красоту. Она ошеломительно понятна на Кубе и в Париже.
Ее абрис схож с летящими египетскими контурами.
Да и зовут ее кратко, как нашу сверстницу в колготках, и громоподобно, как богиню или языческую жрицу, - Майя.

Андрей Вознесенский
Рассказ "Портрет Плисецкой" из книги "Прорабы духа"




Ольга Новик Я - Майя. 2008 г.




Шегаль Елена Григорьевна (1924-1979) Портрет балерины Майи Плисецкой. 1952 г. Брянский художественный музей




Шегаль Елена Григорьевна (1924-1979) Майя Плисецкая.




Сядристый Николай Сергеевич (Украина, род. 1937) Майя Плисецкая. Портрет-барельеф, вырезанный из кусочка вишневой косточки.

Светлая память Великой Балерине!



Майя Плисецкая, утраты, память, танец, балет

Previous post Next post
Up