Мошенничество федерального масштаба

Apr 02, 2012 12:23



Ну, да - было ваше...

Оказывается, существует удивительная схема возвращения автомобилей их обманутым владельцам, если они - сотрудники правоохранительных органов, судьи или чиновники. И все это происходит за счет последнего собственника - добросовестного приобретателя

Оказывается, существует удивительная схема возвращения автомобилей их обманутым владельцам, если они - сотрудники правоохранительных органов, судьи или чиновники. И все это происходит за счет последнего собственника - добросовестного приобретателя

«Разъяснение» прокуратуры Краснодарского края: «Ваш автомобиль была признан вещественным доказательством... Нарушений при выемки у Вас автомобиля не допущено...»
23 августа прошлого года на сайте МВД республики Мордовия появилась служебная, в принципе, новость о том, что был пойман некий Кудашкин, в отношении которого возбуждено целых 29 уголовных дел по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). Сообщалось: этот гражданин занимался продажей поддержанных автомобилей, не все из которых попадали к нему законным путем. Ущерб от его «бизнеса» оценили почти в 60 млн рублей.

Ну, мало ли, что бывает… Особого внимания не обратил, если бы мне однажды не позвонил москвич Павел К. (фамилия редакции известна) и не рассказал удивительную историю, имеющую непосредственное отношение к гражданину Кудашкину и российской судебно-правоохранительной системе.



Весной 2011 года Павел купил BMW X3 2009-го года выпуска и без каких-либо проблем получил регистрационные знаки в ГИБДД. Однако через полгода - 29 октября - домой к его маме пришли в гости сотрудники Краснодарского уголовного розыска в сопровождении  участкового Бабушкинского района СВАО г. Москвы. О причине визита не говорили, ссылаясь на тайну следствия.

По телефону оперуполномоченный Алексей Михайлович Болотских сообщил Павлу, что 30 октября он должен явиться в ОВД Бабушкинского района и дать показания по некоему делу, подробностей которого не разъяснил. Павел прибыл, находясь в, мягко говоря, заинтригованном состоянии. Посетителя отвели в комнату для допросов и рассказали то, что способно потрясти любого автовладельца: его машина находится в розыске. Причина - мошенничество в отношении первого владельца. И Павла попросили добровольно отдать ПТС, ключи, талон техосмотра, ОСАГО и документы на BMW, а в случае отказа грозились изъять вышеперечисленное силой, так как ордер на обыск квартиры,  выписанный судьей Каневского районного суда Краснодарского края Дауровой Т. Г., был в наличии. Павел отдал все, попросил лишь снять ксерокопии с изъятых бумаг. Однако в этом было отказано, и на руках оставили лишь акт выемки автомобиля.

А 1 ноября от краснодарского следователя, майора юстиции Важевой Татьяны Александровны, и стало известно о поимке в Мордовии мошенника, обманувшего первого владельца как раз на автомобиль Павла. Это все, что удалось узнать - следователь по-прежнему отказывалась выдавать копии документов и сообщать номер уголовного дела, солгав, что может это сделать только по адвокатскому запросу. Последнее - юридическая новость (впрочем, таких новостей в этом деле предостаточно). Но лучше обратить внимание не на это, а на фамилии и должности участников мероприятия с изъятием BMW. Чуть позже, станет понятно, почему.

2 ноября оперуполномоченный Болотских, очевидно, в рамках неформального подхода к делу, прислал Павлу вместо какой-либо юридической бумаги СМС, которым пояснил: задержанный мошенник - это Кудашкин Сергей Михайлович 1978 г.р. Тот самый, пойманный еще в августе.

3 ноября оперативник Болотских пообещал Павлу, что ксерокопии документов на машину он передаст вместе с проводником поезда, следующего из Адлера в Москву, но их подлинность не будет заверена, а копии постановления о выемке автомобиля и ордера на обыск квартиры не будет (6 ноября Павел эти документы получил). В то же 3 ноября заместитель начальника ОВД Бабушкинского района Вишняков Геннадий Тихонович сообщил лишившемуся автомобиля человеку, что оперативники из Краснодарского уголовного розыска действительно обращались к ним за содействием, но не оставили копию судебного постановления, заверенное печатью и подписью.

На следующий день Павел отправил запрос в Краснодарский край - просил все-таки отдать недостающие копии документов. А 7 ноября - заявление в межрайонную прокуратуру, к которому приложил все документы, подтверждающее его добросовестное право на владение автомобилем. Тем более что, по словам сотрудников ОВД Бабушкинского района, краснодарские оперативники изымать авто права не имели.

9 ноября ознаменовалось чудом. Павлу пришла штрафная квитанция на 2 тысячи рублей - от 31 октября, из Воронежской области. Оказывается, его машина превысила допустимую скорость на 95 км/ч. За рулем находились сотрудники Краснодарского уголовного розыска. А на следующий день - 10-го - стало известно, что по Краснодару на изъятом BMW передвигается тот самый первый, обманутый мордовским мошенником человек.

Первым владельцем машины, записанным в ПТС, была - Лысенко Светлана Эдуардовна, федеральный судья Каневского райсуда Краснодарского края, коллега судьи Дауровой - той, что выписала постановление о выемке автомобиля и ордер на обыск квартиры.

Оказывается, 9 марта 2011 года судья Светлана Лысенко сняла с учета в ГИБДД Каневского района BMW X3, на следующий день встретилась с будущим мошенником гражданином Кудашкиным во дворе собственного дома и, проявив какую-то близорукость - ну, затмение нашло - согласилась обменять BMW на Mercedes ML. Была оформлена нотариально заверенная генеральная доверенность с правом перепродажи, а вот какой-либо договор на обмен машин - нет. И 12 марта, уже в Одинцово Московской области, Кудашкин продал BMW по некоему гражданину Аксенову Г. Л., оформив договор купли-продажи от имени собственника автомобиля - судьи Лысенко. А уже потом автомобиль попал к Павлу, который сейчас и отдувается за чужие грехи и чужую доверчивость.

Кудашкину, с его 29-ю эпизодами, конечно, тоже досталось. Несмотря на законность продажи им машины предпоследнему владельцу, следователь Важева расценила его действия как самовольное распоряжение транспортным средством, собственником которого он не является. Странно - ведь у мордовского афериста на руках на тот момент была не отозванная нотариально заверенная генеральная доверенность. Нет, конечно, нарушение закона в действиях Кудашкина есть: он так и не отдал судье Лысенко ни денег, ни Мерседеса…

То есть, вполне очевидно: федеральный судья Светлана Лысенко стала жертвой мошенничества. Конечно, обидно… И, думается, что Светлана Эдуардовна поделилась бедой со своим мужем - действующим сотрудником краснодарской краевой прокуратуры. Ну, и поехали срочно в Москву местные опера, заработало следствие. И нашло крайнего - Павла. А судье Лысенко нашли утраченный BMW.

Павел, конечно, жаловался - писал заявления в Генеральную прокуратуру, Администрацию Президента и Службу собственной безопасности МВД, - все они были спущены в Управление по надзору за следствием, Следственный комитет и Главное управление МВД Краснодарского края, а потом - еще ниже, на местный уровень. И там, так сказать, остались «без движения».

А гражданином Кудашкиным, кстати, была обманута не только федеральный судья, но еще и несколько наивных полицейских чинов. Например, 1 ноября 2011 года следователь СЧ СУ МВД России по республике Мордовия капитан юстиции Щанкин С. А. изъял Toyota Yaris у Татьяны Д., которая приобрела ее по той же схеме, что и Павел. Автомобиль был так же возвращен первой владелице - Чекашкиной, жене сотрудника МВД Мордовии А. Чекашкина, который, по словам очевидцев, во время изъятия не роскоши, а средства передвижения, находился рядом со следователем, а потом тщательно следил за аккуратностью транспортировки.

8 июля 2011 года подобное приключилось и с Дмитрием З. из Пензы, чью Honda Accord вернули высокопоставленному чиновнику из Мордовии Ю. В. Кулямину.

В связи с этим со всем получается вот что: сложилась некая схема относительно честного отъема у добросовестных приобретателей автомобилей, которых проворонили их первые владельцы. Эту схему замечательно обустроили судьи, прокуроры и сотрудники полиции. Только, если даже отвлечься от бед фактически ограбленных последних собственников, то все равно ситуация выглядит как-то не очень. Вот как вы ответите на вопрос: а если мошенник обидит обычного автовладельца, то эта схема сработает ли? Мне почему-то кажется, что я знаю ответ.

P.S. Редакция «Новой» отправила официальные запросы заинтересованным лицам и ведомствам. Ответов пока не поступило.

Комментарий

Виолетта Волкова, адвокат:

- Налицо желание пострадавших от действий мошенника хозяев автотранспорта решить свои проблемы за счет добросовестных приобретателей. Говорить о том, что институт добросовестного приобретателя не работает, можно было бы в том случае, если бы было возбуждено дело по хищению автотранспортного средства, - тогда да, хозяин получал бы право на реституцию, а гражданским истцом по уголовному делу автоматически становился бы приобретатель транспортного средства.

В данных же делах хозяева автотранспортных средств воспользовались своим правом на совершение сделки при помощи посредника. Сделка в этом случае совершается в соответствии с выданной доверенностью. Поверенный, совершивший свои действия на основании выданной доверенности и в полном соответствии с ней, несёт ответственность только в пределах своих последующих действий со своим доверителем (в данном случае это порядок передачи денег, вырученных по сделке). Как следует из фабулы дел, именно этот порядок и был нарушен поверенным.

Таким образом, объективно предметом преступного деяния является не автотранспортное средство, а денежная сумма, которую посредник не передал своему доверителю.

Грубейшим образом судебными и правоохранительными органами нарушен закон, и собственники автотранспортного средства лишены своего права. Судья, вынесший соответствующий судебный акт (об изъятии транспортного средства у добросовестного собственника) не может об этом не знать и не может не оценивать ситуацию правильно - институт собственности это азы юриспруденции.

В данном деле произошло грубейшее нарушение не только федерального законодательства России, но и международных норм, а именно п.1. ст. 1 Протокола 31 к Европейской конвенции по правам человека. Поэтому в случае, если права собственников не будут восстановлены государством, это непременно сделает Европейский суд по правам человека.

Полагаю, что в данном случае, особенно в связи с массовыми нарушениями в пределах одного региона, необходимо ставить вопрос о серьёзной проверке и последующем наказании в отношении не только представителей правоохранительных органов, ведущих расследование дел, но и судей, участвовавших в этом правовом беспределе.
Автор: Данила Линдэле

Нужно сказать, что на самом деле проблема, затронутая в «Новой» гораздо шире и глубже. Но чтобы понять, как один человек, пусть даже с таким криминальным талантом, как у Кудашкина, смог безнаказанно проворачивать подобные махинации, давайте сначала разберёмся, кто он и как ему удалось так развернуться.

Впервые Сергей Кудашкин (1978 года рождения) был задержан 5 ноября 2002 года по подозрению в совершении мошенничеств - он неоднократно брал на реализацию товарно-материальные ценности, деньги за которые не возвращал. Помимо прочего, он договаривался о купле-продаже машин, отдавал продавцам часть денег, переоформлял и продавал их машины, а полученные деньги не возвращал. За это 22 марта 2004 года Кудашкин был осуждён, но уже 15 ноября того же года вышел на свободу по УДО.

Собственно, полутора месяцев для адаптации хватило, и уже 30 декабря Кудашкин вновь совершил мошенничество. А затем ещё и ещё - всего 34 доказанных эпизода. С 1 июля 2005 года его объявили в розыск, однако, по словам мошенника, это никак не сковывало свободу его действий: он спокойно перемещался по Мордовии и по стране в целом, совершая новые преступления.

Позже мошенник всё-таки попал в руки правоохранителей - он был задержан сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью. Но, вопреки закону, да и здравому смыслу тоже, УБОП отпустил Кудашкина, который, вплоть до своего ареста в июле 2006 года совершил ещё 16 доказанных мошенничеств. То есть преступнику фактически был выдан карт-бланш на совершение новых преступлений? Почему?

После ареста 3 июля 2006 года Кудашкин неожиданно становится обвиняемым по ст. 210 (организация преступного сообщества «Светотехстрой») и охотно даёт показания. Дело этой ОПГ, которое было построено исключительно на показаниях Кудашкина, впоследствии в суде с треском развалилось. Но сам факт того, что он давал показания, вызывает много вопросов. Впрочем, в этой истории их предостаточно.

Под стражей Кудашкин пробыл всего год.  В августе 2007 года мошенник, совершивший за период условно-досрочного освобождения несколько десятков новых преступлений, скрывавшийся от органов правопорядка, использовавший поддельные паспорта, был освобождён под домашний арест. Чем может объясняться такая щедрость правоохранительных органов? Может, сделкой с ними?

Дело в том, что Кудашкин стал засекреченным свидетелем ещё по нескольким уголовным делам и, поставив подпись под нужными для УБОП показаниями, получил домашний арест вместо содержания в СИЗО. По некоторым данным, сделка с правосудием происходила при непосредственном участии И. В. Панкратова, который в тот момент руководил УБОП Мордовии. Игорь Владимирович проявил искреннюю заботу о мошеннике, в одночасье сделав его из преступника особо ценным свидетелем, который получил не только соответствующий иммунитет, но и охрану за счёт государства.

И вот тут начинается самое интересное. Получив свободу и «поддержку» в лице правоохранительных органов, Кудашкин развернул деятельность в небывалых даже для него масштабах. По сути, он начал строительство пирамиды: пригонял покупателями иномарки дешевле среднерыночной цены, а потом тут же предлагал более престижную иномарку с небольшой доплатой. Покупатели продавали только что купленное авто дороже и отдавали деньги Кудашкину. Его клиентами были в основном силовики - представители МВД, прокуратуры, Следственного комитета, судов Мордовии и ряда других регионов, а также люди, которым мошенника-рецидивиста эти люди рекомендовали. Получилась занятная схема, при которой преступник и органы правопорядка объединились во имя якобы обоюдной выгоды. Было бы странным думать, что сотрудник УБОП и ОРЧ-3, курировавшие охрану Кудашкина, не знали о роде его деятельности. Скорее, наоборот, ведь Кудашкину нужен был выход на клиентов-силовиков, а последним - гарантии, что их не кинут. Можно гадать: был ли это преступный сговор сотрудников УБОП с Кудашкиным, или борцы с организованной преступностью просто были уверены, что мошенник не посмеет их подставить, но итог любой пирамиды закономерен: в определённый момент она рушится, и вопрос только в том, кто и сколько в ней потеряет.

«Бизнес» Кудашкина залихорадило в 2010 году - возникли задержки по выполнению заказов на покупку авто. Статусные клиенты обращались к правоохранителям, гарантировавшим его «порядочность», а те, кто работал с Кудашкиным без посредников, также пытались найти выход на его «покровителей» - тем более что он их не только не скрывал, но и всякий раз подчёркивал отношения с УБОП. В итоге все обращения и требования по «обязательствам» Кудашкина стекались к Панкратову и его оперативникам: Логункову, Чугунову и Шиндясову. В зависимости от статуса обратившегося Кудашкину поступала команда: выполнить оговоренные условия или проигнорировать их.

В 2011 году количество обманутых достигло пика, и Кудашкину, даже с его даром убеждения, уже не хватало времени, чтобы отсрочить падение пирамиды. В МВД Мордовии начали поступать первые заявлении. Игнорировать их было уже нельзя, но вот контролировать ход расследования - запросто, тем более что И. В. Панкратов на тот момент дорос до начальника криминальной милиции МВД Мордовии.

Было возбуждено уголовное дело, по которому Кудашкин был задержан, но снова препровождён в Ленинский районный суд для избрания ему меры пресечения. Уже знакомый мошеннику суд снова милостиво отправляет его под домашний арест. Следователи не напрягались и на все вопросы: «Как же так?!» только отсмеивались: «Он стольким правильным людям денег должен! Если его посадить, как же он их отдаст?».

Над возвратом денег «правильным» людям Кудашкин работал недолго: в дело вмешалось УФСБ РФ по Мордовии. И. В. Панкратов, узнав об этом, вероятно, испугался: если Кудашкина арестует ФСБ, контроль над следствием будет утерян, не говоря уже о том, какие подробности деятельности пирамиды и её участников могли всплыть на допросах. Поэтому он оперативно подсуетился и арестовал Кудашкина первым - якобы за нарушение меры пресечения.

Но падающая пирамида уже начала заваливать всех её участников: «правильные» люди вдруг осознали, что ни денег, ни машин они не увидят, и адресовали все свои претензии к «гарантам» мошенника-рецидивиста. Выход был найден быстро и, как всегда, за счёт добропорядочных граждан. Оперуполномоченного Шиндясова отправили на пенсию и признали потерпевшим, хотя пирамида Кудашкина во многом состоялась благодаря именно его «усилиям». «Правильные» люди начали пытаться возвращать свои автомобили незаконными методами, описанными в «Новой газете», - за счёт добросовестных приобретателей, просто изымая авто у них. И только Кудашкин спокоен - он знает, что Панкратов позаботится о том, чтобы мошенник снова получили минимум и вскоре оказался на свободе. Ведь теперь Игорь Владимирович оказался с ним в одной лодке, и его будущее напрямую зависит от того, проснётся ли у Кудашкина желание заговорить.

Кроме того, Панкратов - чуть ли не единственный, чья судьба оказалась в подвешенном состоянии: обманутые «вкладчики» (а это всё-таки не последние люди) винят в произошедшем его, следствие практически вышло из-под контроля, сотрудники ФСБ дышат в спину… По некоторой информации, В. И. Панкратов пытается перевестись в другой регион, однако шлейф последних событий сильно осложняет эту задачу.

Зато сама история пирамиды постепенно становится достоянием общественности. По некоторым данным, не так давно в Саранск приезжала съёмочная группа передачи «Человек и закон». Сюжет, посвящённый мордовскому мошеннику, готовится к выходу в одном из её ближайших выпусков.

МВД, Мордовия

Up