Давненько мы не ставили мыслительных экспериментов. Давайте рассмотрим кейс разлученных близнецов, сыновей Машеньки Лукашиной. Оставленная негодяем в деликатном положении Машенька скоро стала матерью мальчика и мальчика. Одного мальчика - Толика она отдала в хорошую, любящую, но увы бездетную семью Новосельцевых, а Женю воспитала сама.
Мальчики выросли очень разными и сейчас пришла пора выяснить - где у них движок истории, провоцирует ли он внутренний конфликт. Итак, Толик рос хорошим мальчиком, папа научил его всегда помогать маме и вообще всем женщинам, а мама - что в семье главное - дети. Поэтому он рано женился и сразу завел двоих детей. Но его жене не нравилось мыть горшки, чистить картоху и считать копейки, поэтому она сбежала с проезжим доцентом.
Новосельцев продолжал сам воспитывать мальчиков и хотел снова жениться. Например, на Оле Рыжовой, потому что привык женился на всех, с кем у него был секс, пусть даже и дружеский, считай рукопожатие. И обязательно женился бы как только Олин муж умрет. Но муж как на грех выздоровел, ведь язву ему прооперировал сам академик Покровский. Однако Оля с Новосельцевым продолжали помогать друг другу, поэтому больше женится Новосельцеву было не на ком.
Тут-то и подкрался проклятый движок - провоцирующий инцидент, который как стрелка переводит историю на сюжетные рельсы. Освободилась вакансия начальника отдела! Зарплата больше, уважения больше, брачные перспективы - шире. Новосельцев осознал, что ему необязательно ждать, чтобы жениться на Оле, есть и другие женщины которым очень нужна его помощь, в виде стихов, утирания слез, выведения винных пятен и секса. Он как мы помним, был человеком порядочным и с готовностью женился на всех, с кем переспал. Даже когда Мымра описывает ему воображаемое свидание - он отвечает фантазией в которой к нему вернулась, пусть и временно, жена. Для Новосельцева секс и брак - слова-синонимы. То есть никакого внутреннего конфликта здесь движок не запустил - он хотел жениться и успешно женился.
А вот с его брательником что-то пошло не так.
Итак, мама воспитывала Женечку на рассказах о том, как его папка героически погиб перед самой свадьбой - чтобы у него был положительный пример. Не может же интеллигентная женщина рассказывать ребенку как негодяй сдрыснул из-под венца? Не может. От этих рассказов у Женечки случился опасный импринт - брак для него равен смерти. Если на горизонте замаячил брак - переобувайся в кеды и беги со всех ног как можно быстрее и дальше или умрешь!
Женя так и делал - не женился на Ире, в которую был влюблен, она вышла замуж за другого. Сдернул в Ленинград от еще какой-то женщины, которая ждала предложения. Потом успешно пугал этими историями остальных претенденток. И надо думать женщины действительно шарахались, услышав о Жениных любовных неудачах. Но только не Галя.
Давайте зададимся вопросом - почему?
Понятно, что где-то здесь сработал движок истории, и этот движок связан с брачными перспективами Лукашина, как и в случае с хорошим близнецом - Новосельцевым.
Провоцирующий инцидент, меняющий положение Жени на брачном рынке - получение отдельной квартиры. Тут Рязанов-Брагинский как опытные авторы поступают очень точно и грамотно - вносят элемент деконструкции в линейную структуру сюжета. Они не показывают прямо сам триггер - момент получения квартиры, а выносят его за формальную рамку истории. Но разными способами сообщают, что Женя - новосел. Теперь у него есть отдельное жилье, мама - как не цинично звучит - дама пожилая, и рано или поздно Женя останется сиротой при отдельной жилплощади. Надо думать, что раньше Женя в отношениях упирал, что не может женится - и квартира у него коммунальная, и с мамой он в одной комнате, а идти "в приймы" к молодой жене ему не позволяют высокие принципы. Но теперь этого спасительного ограничения нет, Галя напирает, а Женя поступает согласно своего ипринта - бежит от брака со скоростью летящего по небу лайнера.
Куда же он бежит? Инфантильный переросток которому мамся дает разрешение сходить в баню, подает тапочки и "хорошо ухаживает"? Естественно, он бежит к женщине. Но к такой женщине, на которой можно нежениться вообще никогда.
Значит, внутренние конфликты надо поискать у каких-то других персонажей. Нужен ли брак Мымре? Нет - она вполне успешна и благополучна, но ее прессует проклятая патриархия - последняя секретутка смотрит на нее с сочувствием - не свезло бабе - директор, а толку? Мужа-то нету, любовника - тем более. У Верочки-то хоть полу-бывший, да есть! У Олечки в жутких розочках - хоть с прооперированной язвой - да есть, у Шуры - само собой. Начальство прессует за анкету - не даёт повышение в зам-министры с неудовлетворительной графой "семейное положение"... и куда этой успешной женщине под гнетом социума? Идти на компромисс. Сжать эго в кулак и шагнуть под венец, а Новосельцев - как человек хороший и простирнет пеленочки, пока мама помчалась на свою важную работу.
У Наденьки внутренний конфликт и того хуже - она-то как раз замуж очень хочет и готова сносить всякие лишения ради перспективы брака. Ждать пока он разведется, пока он подберет подходящий повод для предложения, пока появится другой претендент, пока мама умрет, пока он переедет, и все глубже и глубже лететь в эту кармическую воронку - поэтому безрадостный финал истории Жени и Нади симметрично вынесен за рамку фильма, как и начальный провоцирующий инцидент, что создает гармоничную уравновешенную композицию.
Оба упомянутых фильма - скорее мелодрамы, что и объясняет их композиционную структуру и расстановку акцентов.
#кино #литература #советская_культура #смотри_читай #ирония_судьбы #психология #новосельцев