Боуэн-6

Jan 05, 2008 15:20

 
"Я" (и я)  в семейной системе

Чем больше читаю Боуэна, и особенно учеников, тем более определенно формулируется во мне несогласие с некоторыми фундаментальными аспектами его представлений. 
Боуэн живет и мыслит в культуре (субкльтуре), где семья действительно является семьей, с бОльшими или меньшими отклонениями. Я живу  в субкультуре, где семья  -  во всяком случае в отношении меня, моих клиентов и моего окружения, - принципиально фальсифирована, и мне нужно научиться самому и научить других тому, как с этим обойтись. Почти у всех нас, даже у тех (или особенно у тех) кто рос в так называемых "нормальных" семьях, не было ни матерей, ни отцов, так же как не было ни матерей, ни отцов у них самих, наших родителей. Были И.О., "исполняющие обязанности"- лучше или хуже исполняющие, но - исключения, конечно, были, не о них речь, - семьи не были  центром жизни ни для нас, ни для наших родителей, вообще не были семьями.

Начну с себя. Я часто и многим рассказывал историю о том, как в возрасте около 8-ми лет, попав в больницу под Новый Год, в результате этого обнаружил, что  я для своих родителей - обуза, что мое наличие мешает им жить так, как они хотели бы жить, а мое, пусть временное, отсутствие облегчает им эту жизнь, дает, например, возможность встретить Новый Год так, как хотелось.

Наверное, "затерлось", так что сейчас я по этому поводу не чувствую обиды.  Я их понимаю. Я действительно их понимаю. Ребенок - это обуза для взрослого человека, ребенок их "об-уживает", лишает возможности жить так, как хотелось бы. Когда-то - смутно могу вспомнить, - обида была сильна, но как-то оформлялась не вокруг этой истории. Но это уже другая тема.

Дальше. Мама - истая комсомолка - при мне многократно с гордостью говорила, что-де если будут тонуть два ребенка, она сначала будет спасать чужого. Ей это казалось образцом "общественного человека". По этому поводу я тоже не чувствовал и не чувствую обиды.  Ну вот так она воспиталась, так она выстраивала свою идеологию в "борьбе против" чего-то  и "борьбе за" что-то. Меня это, в общем, не касалось. По отношению ко мне она выполняла то, что считала нужным, а вообще-то просто не знала, что со мной делать и куда "это" деть. Отец, насколько помню, относился к этим пассажам индифферентно, ходил со мной гулять по воскресеньям. - впрочем, мы брали с собой моего приятеля, который  был и остался ему по духу гораздо ближе. Ему, этому приятелю, было интересно. сколько километров составляет общая пртьтяженность линий москвсого метро. Я этого не мог понять ни тогда, ни сейчас.

Единственный член семьи, с которым у меня были более или менее "семейные", то есть "эмоциональные" в смысле Боуэна, отношения  - бабушка, но она к возрасту 8-9 лет как-то (слава Богу!) исчезла с горизонта, появляясь только летом, когда меня ей подсовывали на дачу, а я старался всячески ее игнорировать.

Теперь - про клиентов. Большинство из них имеют внутренних "грызл", а многие - гораздо более тяжелых чудовищ, в качестве родительских образов. Приходится тратить много усилий на то, чтобы довести до сознания клиента, что это существо, которое он\а держит за (внутреннего) Родителя, в реальности - неблагополучный ребенок, злоупотребляющий служебным (родительским) положением. Из этого у меня возникла техника - стать родителем самому себе. И полностью, ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО понять, что во всяком случае сейчас, а в большинстве случаев и в детстве, кроме себя самого ты НИКОМУ НЕ НУЖЕН, если не нужен самому себе, а окружающим ты нужен постольку, поскольку с достоинством занимаешь свое место в общей ткани жизни.

Кроме того, все это накладывается на мое ОЧЕНЬ ЭЛИТАРНОЕ представление о том, что мы, извините за выражение, - "ТОЛТЕКИ", или как там еще назвать  этих странных людей, вознамерившихся идти против общего потока жизни, которая все более стремительно направляется к уже свершившемуся концу света.

Так что Боуэновское предложение налаживать отношения с членами "расширенной семьи" представляется мне в высшей степени странным и бессмысленным. Другое дело, - СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО!, - что действительно необходимо закрывать "незаконченные дела" , и что отношения в родительской семье - действительно большая клоака таких незаконченных дел. Но я не могу увидеть, почему для этого нужно вступать в хотя бы формальное отьношение с пожилыми людьми, которые тихо (или не тихо) доживают свой век, так и не найдя в жизни (своей и вообще) никакого смысла. Можно относиться к ним по-доброму, можно им сочувствовать (только жалеть не надо, это опасно), но разговаривать-то с ними не о чем.

Да ведь еще две тысячи лет назад Учитель, указывая на учеников, сказал: "Вот моя мать и моя родня".  Исчерпывающе.
Previous post Next post
Up