Доклад Патриарха, несколько цитат

Nov 02, 2016 15:56



В заключительном слове на пленарном заседании XX Всемирного русского народного собора посвящённого теме «Россия и Запад: диалог народов в поисках ответов на цивилизационные вызовы» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал:

«Перед нами стоит еще множество проблем, но совершенно очевидно, что в обществе возникает мировоззренческий консенсус, которого не было в 1990-е и даже в начале 2000-х. Мы проходили через такую внутреннюю борьбу мировоззрений, взглядов, подходов, которая была сродни гражданской войне. По милости Божией нам удалось предотвратить кровавую гражданскую войну в начале 1990-х годов, но эти внутренние противоречия ослабляли наш народ и наше государство. Сегодня под влиянием многих факторов, о которых здесь также говорилось, радикально изменилось умонастроение нашего общества. Это не значит, что все успокоилось, что нет никаких противоречий. Они есть и они, конечно, будут, но абсолютное большинство людей объединяется вокруг тех ценностей, которые сегодня так замечательно были сформулированы в выступлениях большинства наших ораторов. Хотел бы за все это сердечно поблагодарить и Всемирный русский народный собор, и народ наш».
Источник.

Автору этих записок показалось важным начать своё короткое сообщение о XХ Всемирном русском народном соборе именно с этих заключительных слов Святейшего Патриарха Кирилла, потому чторадикальное изменение умонастроения нашего общества, о котором говорит Патриарх, требует от представителей власти соответствующих действий, а от народа адекватной гражданской активности в политической и социальной жизни страны.

Это так сказать эпиграф. В основной части статьи позвольте процитировать некоторые положения из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

«Когда речь заходит о взаимоотношениях России и Запада, даже о самом словосочетании «Россия и Запад», то обычно возникает два типа ассоциаций.
Первая связана с представлением о том, что западное общество неизменно является носителем передовых идей и достижений, с ним ассоциируются комфорт, материальное благополучие и научно-технический прогресс; российское же отстает в своем развитии.
Второе представление выражает идею якобы непримиримого, врожденного антагонизма, существующего между двумя мирами: цивилизацией Запада и цивилизацией Русского мира».

Патриарх считает, что «обе модели, описывающие отношения России с США и странами Европы, - как догоняющая, так и конфронтационная - уже не соответствуют реальной духовно-культурной ситуации в мире. Думаю, нам очень важно это понять и от этого отталкиваться в определении наших будущих отношений с Западом».

Важным моментом докладчику представляется « ощущение глубокого кризиса идентичности, охватившего западное общество. В основе этого кризиса лежит противоречие духовного порядка: с одной стороны, в обществе действуют глобалистские тенденции, активно пропагандируются идеи нарочитой секулярности и утилитаризма, а с другой стороны, - всё это наталкивается на сопротивление национальных культурных традиций, имеющих христианскую историю и христианские духовные корни.

В итоге современная модель общества все менее способна воспроизводить себя. Она уже не в состоянии следовать тем идеалам, которые были начертаны на знаменах буржуазных революций XVI-XIX веков. Слова «братство» и «равенство» давно ушли из либерального политического словаря, а ведь когда-то они занимали в нем очень важное, можно сказать, центральное место. Зато появилось много уточняющих определений слова «демократия», что как раз и свидетельствует о проблемах с демократическими институтами и принципами. Та же история с правами человека. В одних точках земного шара их нарушения не замечают, в других - обращают пристальное внимание и даже гиперболизируют».

«Поэтому правильно было бы говорить не о встречных путях развития России и Запада и не о догоняющем векторе российского развития, - уточняе докладчик,- но вслед за великим русским ученым Николаем Данилевским признать факт параллельного пути развития наших обществ. Параллельное в данном случае не означает изолированное. Параллельное не предполагает взаимного исключения. Параллельное настаивает на самобытности и на праве на существование обоих путей развития».

О проблемах нравственных: «Происходящий на наших глазах подрыв нравственной основы человеческого бытия грозит расчеловечиванием мира. Не случайно футурологи все чаще поднимают тему постчеловека, а трансгуманизм - учение о скором преодолении человеческой природы и появлении нового класса разумных существ - становится все более популярным».

Об экономике: «мы не можем не сказать о проблеме неравномерного социально-экономического развития, во многом порожденного несправедливыми международными экономическими отношениями».

«Таково различие подходов по широкому спектру глобальных проблем. Вопрос, однако, заключается в том, что различие это с каждым годом, к сожалению, все более и более усугубляется. Причина тому - растущий ценностный разрыв между Россией и странами западной цивилизации, которого не было даже во времена холодной войны.

В ту пору Запад был еще един и не ставил под сомнение христианские основы своей идентичности, а в СССР, несмотря на декларативный атеизм советского государства, во многом доминировали христианские ценности и традиционная этика, сформированная в христианском обществе, что так ясно представлено в нашем советском кинематографе и нашей советской литературе. Благодаря этой общей ценностной базе и был возможен диалог, который продолжался десятилетиями, несмотря на различие идеологий и экономических моделей. Сам факт ведения подобного диалога способствовал решению множества проблем, и я уверен, в конечном счете, помог предотвратить Третью мировую войну».

Как тут не согласиться с докладчиком!

И последняя цитата.

На взгляд Патриарха «самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. И эта борьба проходит не только по границам, разделяющим государства и регионы, но и внутри стран и народов, - не исключаю, что и внутри нашей страны. И здесь происходит столкновение двух миров, двух взглядов на человека и на будущее человеческой цивилизации».

Источник.

(Курсив автора статьи.)

Сознаю всё несовершенство своего труда, поэтому предлагаю читателям видеозапись доклада Святейшего Патриарха Кирилла на XХ Всемирном русском народном соборе.

image Click to view



церковь, Россия, патриарх, Запад

Previous post Next post
Up