... а наше - понимать.
Умеют нас порадовать мастера культуры. Вот Андрей Звягинцев снял новый фильм про старые галоши. «Левиофан» называется. Водка, мат, нищета быта и духа на фоне величия природы. Смотришь - оторваться нельзя: и красиво, и страшно, и не понятно чем кончится. А когда кончилось, хочется сказать: «Так нельзя!!». И спросить: «Ты зачем это? снял ты всё это зачем».
Фильм бранят за очернительство русской действительности. А где там русские? Кто это вообще? Древляне? Поляне? Чудь? Меря? Татаро-монголы? Нет.
Может быть, это какие-то новообретённые, придуманные национальности вроде поморов, сибиряков, казаков, самим фактом своей придумки служащее делу развала России. Тоже не похоже. Так кто?
А-а, это наверно россияне такие, без Бога, без власти, без памяти…
Нет-нет! Память есть. Останавливается главный герой перед рамкой с фотографиями, смотрит мутным глазом на лица деда с бабкой, родителей, на себя с товарищем… Не понятно только видит ли что сквозь хмельной туман. И может ли увидеть, если и он отрекся от них и от дел их, и мы все отреклись, похоронив Советский Союз. Ничего не осталось от трудов их. Дом? А как его сохранить, если себя потерял. Нельзя разрушить свою страну и не разрушить себя самого. Невозможно. Для русского - невозможно. И не говорите, кому тогда по сколько лет было. Хоть и совсем не сколько. «На нас кровь его и на детях наших».
И вот уже нет ничего святого, ничего, что стоило бы беречь: ни дружбы, ни любви, ни дома - нет. Нет элементарной честности, нет уважения. Всё на продажу, или обмен: ты - мне, я - тебе. И не зевай - кинут.
Другу помогаю, но и женой его не брезгую; мужа люблю и товарища его, как бы. И всё так тупо - Шекспир в гробу перевернулся. Страсти нет! Даже когда измена открывается. Так - истерика, мордобой, опять истерика, но уже тихая, ленивая. И водка, благо повод есть - душевная травма. И всё это на глазах у детей, которых вроде любят. Именно вроде.
Кто-то сказал, что произведение искусства это зеркало, которое несут по большой дороге. Что отразилось - то и отразилось, автор не виноват. Он зеркало держит. А не то чтобы хочет нам что-то сказать.
Лично мне вообще плевать, что там автор хотел сказать. Это зачастую как в анекдоте. Хотел сказать: «Доброе утро, господа». А вошёл в комнату, увидел лица и как-то само собой вылетело: «Пошли вы все на х…»!
Фильм готов, что режиссёр хотел сказать - не знаю, что сказал - понимаю, как могу. И вам, дорогие, докладываю. «Левиафан» не говорит. Звягинцев им бьёт, как плетью. На такое реагируют по-разному. Раб склоняется и плачет. Свободный человек - бьёт в ответ. Не режиссёра, конечно, помилуй Бог.
Жизнь такую скотскую бессмысленную бьёт. Бьёт её дружбой бескорыстной, любовью верной, работой честной, заботой о детях, уважением к старшим, правдой, служением Родине. Да, Родине. Даже такой, как в фильме - красивой от природы и изуродованной людьми. Ещё раз её предать, ещё раз потерять и что тогда останется, что с нами со всеми будет? Не в кино, в жизни. Какие левиафаны, какие черти тогда выпрыгнут на
наши улицы? Есть в фильме тёплый эпизод, когда сквозь пепел показывается горящий уголёк и говорит, что не всё мертво. Друзья главного героя приходят к его осиротевшему сыну, чтобы предложить себя в опекуны. «Вы это из-за денег? - спрашивает подросток. - Вам за это платить будут». А те и не знают, будут - не будут. «Будут наверно, но мы не из-за денег. Я с мамой твоей дружила…» Вот так, надо ещё оправдываться, до того всё прогнило.
И пару слов о вере. В фильме баланс между добром и злом явно нарушен в пользу зла. Тем пронзительнее звучат слова бедного попика о боге, который у него в душе и у каждого, значит, свой должен быть. В душе - это верно, но не персональный, а один на всех. И этот Бог есть любовь к ближнему своему. Без этой любви нет добрых дел, а без них и вера мертва. Вот и получается, что помочь такой батюшка ничем не может.
Длинновато у меня получилось, не взыщите. Может кто до конца и дочитает. А что фильм на западе понравился - понятно. Они хотят видеть мертвую Россию, в которой народ превратился в пьянь, слизь, сопли. И рады любому подтверждению своих ожиданий. Может и «Оскара» дадут. Давайте, будет, чем забор подпирать. Только хрен вам всем. Мы ещё живы и вас, радужных, научим уму-разуму. Сами потом спасибо скажите.
Я так понимаю.