Сегодня - Международный День какао и шоколада (англ. World Cocoa & Chocolate Day; франц. La Journée Mondiale du Cacao et du Chocolat).
Сначала назывался просто День какао и проводился под эгидой Всемирной организации какао (ICCO). С 2010 года отмечается как Всемирный (Международный) день какао и шоколада по инициативе французской Академии шоколада и кондитерских изделий (Académie Française du Chocolat et de la Confiserie), которая выступила с решением поддержать начинание ICCO (об остальных праздниках см. в
"Шоколадном календаре"; ссылка откроется в новом окне).
По этому поводу я хотела продолжить рассказ о "шоколадных" фильмах, но...я же девочка, я передумала :)
Кадр из фильма "Великолепная семёрка / The Magnificent Seven" (США, 2016)
Этот фильм вышел в российский прокат буквально на днях,
22 сентября, и мне посчастливилось его посмотреть практически сразу же (мировая премьера состоялась 8 сентября). Ради этой картины я и отложила продолжение рассказа о "шоколадных фильмах" (см.
"Про кино и шоколад", ч.1-2; ссылка открывается в новом окне).
Я не могла его пропустить, потому что знакома и со старым американским фильмом 1960 года, ремейком которого является новый фильм, и с японским оригиналом, ремейком которого в свою очередь является старая американская картина. Оба давнишних фильма - и японский, и американский - мне нравятся, но они, как иногда принято говорить - "кино не для всех".
Фильм Акиры Куросавы "Семь самураев" я посмотрела уже в зрелом возрасте. Это серьёзная работа, более 3-х часов экранного времени, но для её просмотра не обязательно иметь представление о японских реалиях, традициях и обычаях. Этот фильм я уже вспоминала, когда рассказывала
о рисовых монообедах (ссылка активна).
Кадр из фильма "Семь самураев". Япония, 1954 (продолжительность 3 часа 22 минуты). Режиссёр Акира Куросава
Фанатом именно этого фильма был знаменитый "телохранитель Уитни Хьюстон" в исполнении Кевина Костнера (фильм "Телохранитель/The Bodyguard", США, 129).
Фильм "Великолепная семёрка" вышел в 1960 году, через 6 лет после "Семи самураев". Главную роль в американском фильме исполнил Юл Бриннер (Юлий Борисович Бринер; актёр русского происхождения). Кстати, он прекрасно играл и в фильмах, созданных на русском материале, в т.ч. в экранизациях произведений русских классиков.
Кадр из фильма "Великолепная семёрка", 1960. Юл Бриннер на фото слева.
Фильм "Великолепная семёрка" был номинирован на премию "Оскар" за музыку известного композитора Элмера Бернстайна. В 2013 году картина вошла в Национальный реестр фильмов Соединённых Штатов Америки как "культурно, исторически или эстетически" значимая.
В советском прокате фильм был очень популярен, но долго не продержался и попал под запрет: из-за него подростки увлеклись метанием ножей. Об этом я знала по рассказам родителей, поэтому мне всегда очень хотелось посмотреть, что же собой представляла эта картина.
Честно говоря, не помню, что я сначала посмотрела раньше: "Великолепную семёрку" или "Семь самураев". И один, и другой фильм можно смотреть независимо друг от друга. В фильме Акиро Куросавы действие происходит в Японии во второй половине XVI века, в американском фильме - в 1880-е годы. Материал совершенно разный, но смысл один: жители небольшого поселения решили нанять бойцов для защиты от несправедливой "опеки" людей, которых и по японским, и по американским понятиям можно назвать "бандитами и грабителями".
Кстати, названная тема обыгрывалась ещё в нескольких киноработах:
"Возвращение великолепной семерки /Return of the Seven" (продолжение "Великолепной семёрки", тоже с Юлом Бриннером; США, 1966)
"Ружья великолепной семерки/Guns of the Magnificent Seven" (продолжение продолжения, но с другими актёрами; США, 1969)
"Великолепная семерка снова в седле/The Magnificent Seven Ride!" (США, 1972)
"Великолепная семерка /7 jin gong" (Гонконг, 1994)
"Великолепная семерка" (США, сериал-вестерн 1998 - 2000)
Есть ещё творение-вестерн великого Тарантино под названием "Омерзительная восьмёрка/The Hateful Eight" (2015), но это уж "кино совсем не для всех".
"Великолепная семёрка" - 2016 рассказывает о событиях 1878 года, произошедших на границе США и Мексики. Главных героев столько же: семь "рыцарей без страха и упрёка".
Политкорректность на высоте: присутствуют все оттенки кожи ("белые, жёлтые, чёрные, красные"), а главным "назначен" рейнджер, которого играет Дэнзел Вашингтон.
Слева Юл Бриннер ("Великолепная семёрка"-1960), справа Дэнзел Вашингтон ("Великолепная семёрка"-2016).
Я подобрала для примера два кадра, где заметно, что Вашингтон копирует Бриннера. Это проявляется практически во всём: шляпа, рубашка, походка, манера речи, даже спину и руки при ходьбе держит точно так же. Но это было заметно только мне, моя семья не смотрела ни старый американский фильм, ни японский.
Что касается нового фильма, то это, конечно, "эпичный экшн", как сейчас говорят подростки. Два его прототипа были философскими и неторопливыми (особенно японский), в новом же американском фильме много драк и перестрелок. Это типичный вестерн, только немножко усовершенствованный, но смотрится он на одном дыхании. Годится для просмотра всей семьёй. Кстати, его экранное время точно такое же, как и у "Великолепной семёрки"-1960.
Кроме "Великолепной семёрки", из вестернов мне нравятся "Танцующий с волками" с тем же Костнером в главной роли (США, 1990; 236 минут; 12 номинаций на премию "Оскар", из которых 7 побед) и ещё один современный ремейк старого американского фильма "Железная хватка/True Grit" (2010, 110 минут; 10 номинаций на премию "Оскар"). У последнего "детский" рейтинг 13+ (или даже 16+), но главная героиня там - девочка-подросток, которая точно так же искала тех, кто помог бы ей добраться до убийц её отца.
В названных вестернах играют прекрасные актёры. Можно даже сказать, что эти картины и держатся только на их таланте да на режиссёрских находках, но из-за этого они и выигрывают. И остаются в памяти как примеры действительно культурно, исторически и этически значимых творческих работ.