Ах, да. Очередное.

May 21, 2013 23:37

"Жизнь подобна жидкости, устремляющейся всегда по пути наименьшего сопротивления. В конце 1980-х годов маленькие мальчики и девочки мечтали вырасти, чтобы стать бандитами и валютными проститутками - иные пути к счастью тогда представлялись слишком уж извилистыми. Наиболее продвинутые основывали собственные биржи, где торговали воздухом и гранулированными окатышами. Мы прошли через эпохи таймшеров, Гербалайфа и скупки испанской недвижимости. Мы жили, руководствуясь возвышенным девизом: «Бороться и искать, найти и перепрятать!». Окидывая опытным взглядом происходящее, я резюмирую: «Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. Квартирный вопрос только испортил их».
Собственно говоря, девелоперы существовали ровно столько, сколько существовала потребность человека в крыше над головой. И Москва, и (в большей степени) Петербург именно девелоперам обязаны появлением в конце XIX века доходных домов с дворами-колодцами: резкий, взрывной рост спроса пробудил к жизни варварские проекты с максимумом ренты с занимаемого участка земли. Нынче точно таким же прорывом стала так называемая «точечная застройка», уже немало изуродовавшая столицы и успешно взявшаяся за провинцию.
Как же тут все происходит? Чтобы это лучше понять, возьмем один

Урок политэкономии
В относительно недавнее время девелоперский бизнес заметно оживился благодаря внедрению ипотеки, материнского капитала и прочих инструментов стимулирования спроса. Однако формула «спрос рождает предложение» чересчур упрощает реальность.
Представим себе сбалансированный рынок, где спрос и предложение пребывают в состоянии относительного равновесия. Что происходит при нарушении равновесия, например, при резком росте спроса? Понятно: столь же резко вздуваются цены, поскольку между покупателями возникает конкуренция. Рынок реагирует двояко: во-первых, за товар прежнего качества теперь приходится платить больше, во-вторых, формируются суррогатные предложения «для бедных» (товар пониженного качества).
И только после того, как безбожно вздутые цены, отсутствие госрегулирования, возможность диктовать свои условия и общая комфортность бизнеса делают этот сектор рынка особо привлекательным, туда, как ослы на водопой, устремляются капиталисты в той критической массе, которая впоследствии, в теории, должна обеспечить конкуренцию требуемой остроты, ведущую к снижению цен и повышению качества. Что, в свою очередь, ведет к затаптыванию капиталистами друг друга с неизбежным выпадением большинства из бизнеса с выживанием всего двух-трех монополистов. После чего цикл начинается по новой.
Нужно ли говорить, что всякий разумный бизнес, подобно сверхчеловеку проф. Выбегалло, стремится законсервировать ситуацию на фазе сверхвысоких цен с наивысшей маржой и сверхмалой конкуренцией, не допуская на рынок новых игроков-конкурентов? Именно на этой стадии прозвучала знаменитая бизнес-формула гуру отечественного девелопмента: «У кого нет миллиарда, могут идти в ж…». А еще точнее - направление обозначила

Невидимая рука рынка
Процитированную выше фразу девелопера, знатного блоггера и большого друга камбоджийских моряков следует признать весомым вкладом отечественного бизнеса в экономическую теорию. Но перейдем от теории к практике. А практика девелоперства такова. Прежде всего, посредством законных и не очень выплат необходимо заполучить участок земли поближе к центру города (чтобы подороже). Если там сохранилась историческая застройка, пережившая нашествие Наполеона, от нее надо избавиться. Как? Пожар, землетрясение, наводнение, извержение вулкана, падение НЛО... Теперь можно рыть котлован и подводить коммуникации, не особенно заморачиваясь насчет всяких там норм и стандартов. Вообще же, на каких остаточных помойках и срочно засыпанных ручьях стоят фундаменты преэлитнейших домов - ни сном, ни духом не ведают рекламные буклеты, но хорошо помнят районные старожилы.
Чем многоэтажнее дом, тем лучше (желательно даже добавить сверх утвержденного несколько этажей): ведь чем больше квартир будет продано, тем выше доход с участка земли. При строительстве совершенно недопустимо задумываться о том, где будут парковаться машины, играть дети и писать собачки. Задача - скорейшая постройка и продажа квартир по максимально возможной цене, а уж никак не обеспечение комфорта ни счастливым новоселам, ни остервенелым аборигенам.
Строит дом, разумеется, неквалифицированная рабочая сила, причем складывается впечатление, что чем «элитней» и «премиальней» проект, тем более дешевые гастарбайтеры привлекаются. На заре рыночной экономики, когда строительные площадки по всей Москве можно было пересчитать по пальцам, на них работали рабочие из Югославии и Турции. Ныне же - даже «Газпром» пользуется услугами граждан солнечного Таджикистана, которые, кстати, и живут в подвале возводимого ими дома, и сгорают заживо там же, по месту жительства. Мой добрый товарищ, приобретший квартиру на промежуточном этапе, лет 15 назад, ныне, когда пришло время шпаклевать трещины, затеял капитальный ремонт. Из-под штукатурки цельнобетонной стены им были извлечены старые ватники, набитые туда для объема, кроме того, открылись исторические настенные надписи «Калуга» и «Дембель-96»..."

Целиком - в очередном номере.

Previous post Next post
Up