О Сирии с тревогой. Часть 2. Люди

Mar 13, 2012 10:31

Знакомство с сирийцами тоже не прошло без ломки стереотипов. На мое восприятие арабов повлияли командировки в Израиль, где между израильтянами и арабами накалена обстановка и где информацию я получал исключительно однобокую.
Одно из самых ярких впечатлений - разница между израильскими и арабскими поселениями. В израильских чистота, зелень, ухоженные плантации. В арабских грязь и запустение. Особенно эта разница бросается в глаза, если взглянуть на границу Израиля и сектора Газа из космоса в программе  maps.google.com.   Сектор Газа - бесчисленные хаотичные постройки, вытоптанная земля без зелени. Израиль - зелень и бесконечные плантации. А ведь совсем недавно Газа была покрыта плантациями, теплицами и огородами с капельным орошением. Как только Шарон выгнал евреев, боевики Хамас все уничтожили, чтобы палестинцы были голодными и злыми. Так ими легче управлять.
Протест вызывают бесконечные попытки арабского мира уничтожить Израиль,  совершенно бесчеловечные теракты и дикое нелепое ликование палестинцев после взрывов 11 сентября в США.
        Я со злорадством слушал экскурсовода про события Судного дня, когда на Голанских высотах израильтяне сдерживали натиск Сирийских танковых колонн. В октябре 1973 года Сирия  бросила  в бой 1200 танков и 45 тысяч солдат. На Голанах в это время было всего около 180 танков и 500 солдат Израиля. Бои продолжались шесть дней и израильтяне не только выстояли, но и разгромили сирийцев, которые потеряли все свои 1200 танков. Там было узкое ущелье, через которое сирийские танки гуськом по одному протискивались. Сирийцы упорные ребята  - когда загорался очередной танк, его оттаскивали и появлялся другой. И так до конца. Голаны превратились в огромное кладбище сирийской боевой техники. Голаны стали израильской территорией и, надо признаться, территория эта просто замечательная: плато, цветущие ирисы, живописные ущелья с водопадами. То есть, понятно, что появилось некоторое предубеждение

.
    И вдруг я встречаю в Сирии умных, добродушных, милых людей: один, второй, третий … Их много, что за дела? В основном я общаюсь с учеными: геологами, геофизиками, микробиологами и т.д. Многие учились в СССР и, когда, прочитав лекцию в Дамасском университете, я зашел на кафедру, из 16 человек 10 или 11 говорили по русски. Ту же картину я увидел в Тартусском университете.
Многие привезли русских жен. Интересно, что ни одному, имеющему русскую жену, не удалось завести еще двух, трех, как это разрешается в исламе. Я спрашивал, что же мешает, ответ один -  она же головы открутит. Дети тоже владеют русским языком и мы легко общаемся. Нужно отметить, что в моем присутствии они  друг с другом говорили по русски.
Большей частью мы общались с пригласившим меня Ибрагимом, его семьей, коллегами. Жена Эльвира, татарка, дети Васим и Лейла в совершенстве владеют арабским, русским и татарским языками, с репетиторами изучают английский. В офисе постоянно присутствуют две беженки: Ася из Дагестана и Махаба из Узбекистана.
Здесь же племянник Ибрагима Басиль. В полевых поездках меня сопровождают геофизики Муса и Рашид.








У Ибрагима замечательные друзья. В Тартусском университете я познакомился с Хасаном и Махмудом, мы пошли в шашлычную и я получил огромное удовольствие от этого общения. Хасан читал стихи, а Махмуд острил и заразительно хохотал.






В Латакии нас встретил Джорж, микробиолог с мировым именем, повез к себе в коттеджный поселок у моря, а на следующий день показал Угарит. Здесь же в Латакии к нам присоединился геохимик Набих, проживший в России 20 лет и говоривший по русски без малейшего акцента.  Джорж и Набих христиане.





Были очень интересные встречи с бедуинами, которые во время выпаса скота, живут в армейских палатках. Они часто подходили к нам и степенно беседовали с моими попутчиками, с любопытством поглядывая на меня. Европейцев в Сирии очень мало, а в пустыне их вообще нет.




Интересно, что  внешне жители северной Сирии резко отличаются от жителей южной. На севере ощущается приток греческой, турецкой и армянской крови. Больше христиан. Если на юге многие женщины ходят в хиджабе или никабе, на севере этого почти не видно. Например, в Латакии вечером по улицам прогуливаются девчонки в джинсах или в коротких платьицах. В целом, очень многие женщины в Сирии отличаются броской южной красотой. Фигуры, правда, так себе.
Очень приятно было ездить по горной Сирии.  Маленькие поселки, возделанные поля, ослики. По вечерам люди мирно пьют чай на верандах или на крылечках. Очень много детей, одетых без всякого стиля во все разноцветное и это производит чарующее впечатление. Как разноцветные камешки перекатываются по переулкам .Мне удалось сделать несколько фотографий, хотя этого не следовало делать. Женщин и девочек фотографировать нельзя. Мужчины могут покарать.




Было интересно просто наблюдать за людьми
Жалею, что не взял с собой видеокамеру, пропущено много интересных сюжетов. Маленьким аппаратом CANON снял только два сюжета: свадьбу (была ночь и качество ужасное) и поминальную молитву.











Previous post Next post
Up