Из опыта организации социально-педагогической деятельности коллектива ГКОУ РО «Детский дом г. Азова»

May 07, 2014 01:30

Часть 2.
Задачи:
• формирование процессов самоопределения, самоорганизации и жизнестойкости воспитанника как интегральных характеристик человека для развития в сложном, быстро меняющемся, непредсказуемом мире посредством модернизации системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и деятельности служб детского дома;
• развитие процессов самореализации и профессионального самоопределения на основе конструирования и поддержания среды жизнедеятельности;
• воспитание жизнестойкой, духовно развитой, способной вести здоровый образ жизни личности на основе развития сетевого взаимодействия детского дома с ОУ различных типов, в том числе и по реализации национально-регионального компонента с учетом национальных ценностей русского народа и традиций Донского казачества.

Основными функциями воспитательной системы нашего детского дома в процессе совершенствования образования детей, оставшихся без попечения родителей, являются:
- обучающая, ориентированная на мотивацию и стимулирование воспитанников к успешности в учебе (формированию базовых ЗУН), а также развитие ключевых образовательных компетенций;
- развивающая, направленная на выявление и развитие индивидуальных особенностей личности ребенка, направляемых педагогами на самопознание, самосовершенствование, самораскрытие и успешную творческую личностную самореализацию;
- воспитывающая, нацеленная на формирование и дальнейшее развитие духовно-нравственных ценностей и установок в духе русских народных и Донских казачьих традиций, способствующих самореализации и раскрытию интеллектуально-творческого потенциала для успешной социальной адаптации воспитанников детского дома в современном мире.
Определены и главные подходы в организации воспитательного процесса:
• системно-структурный,
• организационно-деятельностный,
• обусловленный характером отношений;
• комплексный,
• коллективный,
• личностно-ориентированный.
В процессе воспитательной деятельности активно используются возможности нашего педагогического коллектива и воспитательной среды детского дома:
- опора на воспитательные традиции, их развитие и обогащение в ходе воспитательной деятельности;
- привлечение органов детского самоуправления к участию в воспитательном процессе детского дома;
- взаимодействие с общественными организациями и благотворительными фондами, волонтерским движением;
- использование передового педагогического опыта сотрудников учреждений государственной поддержки детства, опыта воспитательной работы педагогов нашего методического объединения;
- регулярное повышение квалификации педагогов детского дома, подготовка педагогов-лидеров в определенных направлениях воспитывающей деятельности;
- привлечение успешных выпускников детского дома к участию в жизни воспитанников, организация шефской помощи детям «группы риска» в решении различных проблем;
- расширение границ социума для воспитанников, организация встреч по обмену опытом с коллективами детских домов России.
Основной системообразующей деятельностью является преобразовательная деятельность, в результате которой ребенок, оставшийся без попечения родителей, приходящий в наше учреждение, как правило, из асоциальной семьи, преобразует личностные качества, черты характера, учебные способности, физические возможности, ценностно-смысловые ориентации и выходит на качественно новый уровень развития личности. Этот процесс состоит из 3-х ступеней:
- преодоление идентичности «Я - сирота» у воспитанника детского дома, которая негативно влияет на отношение к себе, миру, учебной, трудовой деятельности, вызывает недоверие к авторитету взрослых, агрессивное поведение, потребительское отношение к жизни;
- формирование новой идентичности воспитанника детского дома «Я - успешный человек», которая способствует повышению самооценки, росту социальной, учебной, трудовой и творческой активности, профессиональному самоопределению, успешному выбору жизненного пути;
- формирование новой идентичности «Я - член семьи…», которая способствует формированию, а затем и реализации позитивного стереотипа семейных отношений, укреплению родственных связей, а в будущем препятствует дублированию социального сиротства.
Эта преобразовательная деятельность четко контролируется и корректируется в ходе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения ребенка от момента поступления до выпуска из детского дома.
Ежегодно в нашем учреждении проводится мониторинг социализации воспитанников по методикам Лукьяновой М.И. и Головановой Н.Ф., адаптированным к условиям детского дома, основанных на диагностике мотивационной, поведенческой и познавательной сфер личности.
Мониторинговые исследования проводятся в 2 этапа: вводная диагностика уровня социализации детей в начале учебного года и заключительная диагностика в конце учебного года.
На каждого воспитанника заведены семь диагностических карт: «Планирование досуга, досуг, творческая работа», «Дорога в школу, школа, выполнение домашних заданий», «Трудовая деятельность, самообслуживание», «Пользование инфраструктурами, безопасность, здоровье», «Культура приема пищи, столовый этикет, дежурства», «Подъем, зарядка, туалет, уборка постели», «Социальные контакты, интимность, дружба».
Работать с диагностической картой могут воспитатели, социальные педагоги, психологи. Заполнение диагностической карты происходит 2 раза в год.
Оценить уровень сформированности социальных навыков можно по 5-ти бальной системе.
В результате анализа полученных данных на ПМПк специалистами детского дома составляется индивидуальная программа личностного развития, анализируется эффективность социальной, психологической и педагогической помощи. На совещаниях при заместителе директора по УВР, Педагогических советах, заседаниях ПМПк детского дома анализируются промежуточные и конечные результаты социализации воспитанников.
Результативность работы по социализации воспитанников детского дома такова:
2010-11 уч. год - общий бал уровня социализации - 3, 8 (по 5-бальной системе)
2011-12 уч. год - общий бал уровня социализации - 3, 7
2013-14 уч. год - общий бал уровня социализации - 3, 9.
Показатели социализации напрямую зависят от возрастного состава воспитанников и от количества вновь поступивших детей, социализация которых, как правило, находится на самом низком уровне.
В педагогической деятельности детского дома активно используется региональный компонент - воспитание в духе русских народных и Донских национальных традиций. Статус «казачье» нашему детскому дому был присвоен в январе 2005 года (Приказ Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» № 3-к от 21.01.2005 г.). В планирование учебно-воспитательной работы включен раздел по реализации национально-регионального компонента с учетом национальных ценностей русского народа и традиций Донского казачества (Годовой план работы, Программа воспитания «Новое поколение», педагогическая система формирования жизнестойкости средствами спортивно-физического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В комнате каждой группы оформлены уголки казачьей культуры, в которых отражены традиции, обычаи, славные страницы истории Донского края. Воспитательные беседы, праздничные мероприятия проводятся, а также празднуются Дни рождения воспитанников с учетом национальных Донских традиций.
Для развития творческих способностей воспитанников в детском доме создан ансамбль казачьей песни «Донцы». Ансамбль проводит свою деятельность под руководством Гавриленко А.В., репертуар ансамбля включает казачьи народные песни. Этот творческий коллектив ежегодно занимает призовые места в областных конкурсах детского творчества среди воспитанников детских домов «Созвездие» и «Пасхальный перезвон» в номинации «Песня», дважды - призер международных конкурсов детского музыкального творчества, принимает участие в городских и областных праздниках. Этот коллектив узнаваем и любим жителями города Азова.
В течение 5-и последних лет педагогическим коллективом ведется активная работа по следующим направлениям:
1. Приобщение к национальным ценностям русского народа и традициям Донского казачества. Воспитателями и заведующей библиотекой детского дома Ниной Алексеевной Шамшеевой проводятся творческие встречи с Донскими казаками на базе детского дома и казачьего общества «Азовский юрт», «Станица Азовская». В выходные и каникулярные дни проводятся экскурсии по историческим и памятным местам г. Азова и Азовского района. На протяжении воспитательных часов воспитанники детского дома знакомятся с историей родного края, традициями Донских казаков. Ежегодно, совместно с казаками Казачьего Общества «Станица Азовская», проводятся праздничные мероприятия - День Именинника, Рождество Христово, Св. Пасха.
2. Развитие творческих способностей, самостоятельности и активной гражданской позиции. На основе личностно-ориентированного подхода в воспитании воспитанники детского дома вовлекаются в коллективные творческие дела городского и районного масштаба: конкурсы рисунков, поделок в духе Донской культуры, конкурсы докладов и рефератов, проводимые городской публичной библиотекой. В течение года в группах организуются творческие выставки поделок и рисунков на тему «Будущее Донского края», праздничные выступления выше упомянутого фольклорно-музыкального ансамбля детского дома «Донцы». Появилась успешная практика проведения совместных заседаний «Совета Профилактики детского дома» и представителей Правления казачьего общества станицы Азовской с целью формирования позитивной модели поведения воспитанника в современном обществе и предупреждения правонарушений.
3. Гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.
Совместно с казаками военно-патриотического клуба «Казачья Слава» в стенах нашего учреждения проводятся казачьи праздники, занятия по изучению традиций, истории воинской славы казаков. Воспитанники детского дома посещают заседания военно-патриотического клуба, обучаются казачьему военному искусству, фланкировке, изучают историю казачьего костюма, учатся своими руками изготавливать посуду, аксессуары старинных казачьих костюмов.
Особое внимание педагогического коллектива направлено на детей отклоняющегося поведения для предупреждения правонарушений и их успешной социальной адаптации в обществе.
Работу с воспитанниками «группы риска» возглавляет «Совет профилактики детского дома». На каждого воспитанника «группы риска», состоящего на внутреннем учете детского дома, заведены индивидуальные диагностические карты, в которых отражены направления и результаты медико-психолого-педагогического сопровождения. В случаях отклоняющегося поведения педагог-психолог работает с детьми группы риска по методике диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (автор Л.И. Орел). Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тестом-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Для углубленной индивидуальной и групповой работы 2 раза в месяц проводятся занятия с врачом-наркологом городского наркологического спансера.
По совместному с городской инспекцией ОПДН плану проводятся встречи воспитанников «группы риска» с инспекторами данного учреждения 1 раз в четверть. Один раз в год организуются поездки старших воспитанников в женскую колонию и колонию для несовершеннолетних для ознакомления с бытом и условиями жизни, причинами пребывания в данных заведениях.
Во время воспитательных бесед 1 раз в неделю проводится работа по формированию социально-правовой грамотности, профилактике правонарушений, формированию основ здорового образа жизни.
Работа педагога-психолога Гуровой М.Д. проводится на основе адаптированной к условиям детского дома «Программы для социально-психологического сопровождения детей из семей, находящихся в социально опасном положении» (авторы-составители Зенкова Т.Г., Осипова А.А.).
Комплексная педагогическая работа ведется по следующим направлениям:
- педагогическая помощь и поддержка, включающая в себя коррекцию поведения, развитие духовно-нравственной сферы личности на основе национальных традиций, адаптацию к условиям жизни детского дома и реалиям современного общества, мотивацию к обучению, ликвидацию пробелов в знаниях для успешного обучения в школе;
- психологическая коррекция эмоционально-волевой саморегуляции, развитие мотивации к учебе и труду, успешному самоопределению, формирование жизнестойкости;
- социально-правовое воспитание на основе совместной индивидуальной работы с инспекторами ПДН, специалистами наркологического диспансера, воспитателями групп;
- медицинские помощь и сопровождение воспитанников, нуждающихся в коррекции психофизического состояния здоровья;
- вовлечение в спортизированное физическое воспитание, формирование основ здорового образа жизни в рамках новой педагогической системы воспитания и обучения.
Индивидуальная диагностика воспитанников, определение круга проблем, дальнейшая психокоррекционная работа с воспитанниками «группы риска» и вновь прибывшими детьми, их педагогическая поддержка, вовлечение в коллективные творческие дела, создание «ситуаций успеха» дает свои положительные результаты.
Из шестидесяти одного выпускника 2002-2013 годов 2 человека находятся в местах лишения свободы (3,2%). 18 воспитанников (29, 5%) обучаются в ГОУ НПО ПУ. 13 человек (21,3%) - в ссузах (Морской колледж им. Седова, автодорожный колледж, Азовский музыкально-педагогический колледж), 28 человек (46%) - в вузах России и Ростовской области (Южном Федеральном университете, Донском государственном техническом университете, Ростовском государственном педагогическом институте, Ростовской академии сервиса, Ростовском филиале Российской таможенной академии, Северо-Кавказской академии государственной службы, Академии ФСИН г. Рязани, Московской государственной юридической академии, Свято-Тихоновском Московском государственном социальном университете), что свидетельствует о результативности реализации воспитательной системы детского дома г. Азова.

ЛИТЕРАТУРА
1. Байер Е.А., Петрова Е.В., Латышев О.Ю. Жизнестойкость детей-сирот как результат туристско-краеведческой деятельности детского дома // Зерттеушi - Исследователь . Астана, - 2013. - №12/1 (80/1). - С.31-39.
2. Гоготова Ю.В., Латышев О.Ю. Проектно-исследовательская деятельность обучащихся как основа развития их субъектности // Развитие субъектности обучающегося (воспитанника) образовательной организации [Текст]: материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. М.И. Рожкова, Т.Г. Киселёвой, Т.Н. Гущиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - С.36-39.
3. Гоготова Ю.В., Латышев О.Ю. Развитие субъектности воспитанника образовательной организации для детей-сирот средствами туристско-краеведческого медиаобразования // Развитие субъектности обучающегося (воспитанника) образовательной организации [Текст]: материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. М.И. Рожкова, Т.Г. Киселёвой, Т.Н. Гущиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - С.29-32.
4. Гоготова Ю.В., Латышев О.Ю. Субъектность воспитанника школы-интерната как результат работы с медиатекстом // Развитие субъектности обучающегося (воспитанника) образовательной организации [Текст]: материалы всероссийской научно-практической заочной интернет-конференции / под ред. М.И. Рожкова, Т.Г. Киселёвой, Т.Н. Гущиной. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. - С.32-36.
5. Гоготова Ю.В., Латышев О.Ю. Туризм и краеведение в информатизации социального пространства и медиаобразовании детей-сирот // МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С.81-84.
6. Гоготова Ю.В., Латышев О.Ю. Школа-интернат для детей-сирот как медиа-образовательная площадка краеведческого профиля// МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С.77-79.
7. Гурова М.Д., Латышев О.Ю. Коррекция психологического здоровья воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности // Медиаобразование и медиакультура http://mediaeducation.ucoz.ru/search/?q=%D0%B3%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0&m=site&m=news&m=blog&m=publ&m=load&m=photo&m=gb&m=forum&t=0 http://mediaeducation.ucoz.ru/load/4-1-0-893
8. Ильин В.Н., Латышев О.Ю. Пути социальной адаптации учащихся школы интерната средствами туристско краеведческой деятельности // Fылыми зерттеулер алемi - Мир научных исследований. - 2012. - №№7-8 (61-62). - С.76-83.
9. Крюкова О.Е., Латышев О.Ю. Социально психологическая адаптация детей сирот средствами экскурсионно туристической и краеведческой деятельности // Зерттеушi - Исследователь . Астана, - 2012. - №12/1 (80/1). - С.40-47.
10. Латышев О.Ю. Лингвистическое краеведение как средство социализации студентов - выпускников интернатного учреждения на основе когнитивно-синергетического подхода // Электронный научный журнал «ПАПА888» [электронный ресурс]: http://papa888.livejournal.com/43231.html
11. Латышев О.Ю. Роль литературно-краеведческого медиаобразования в социальной когниции воспитанников интернатных учреждений эпохи синергетической картины мира // Электронный научный журнал «ПАПА888» [электронный ресурс]: http://papa888.livejournal.com/43467.html
12. Свиридова А.Ю., Латышев О.Ю. Краеведение как средство медиаобразования детей-сирот в начальных классах школы-интерната // МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С.202-206.
13. Чайкина Л.П., Латышев О.Ю. Средства кинообразования в литературном краеведении с целью социализации детей-сирот// МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С.240-243.
14. Черноусова И.И., Латышев О.Ю. Медиаобразовательная практика логопеда по выработке коммуникативных навыков у детей-сирот средствами краеведения// МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С. 125-128.
15. Чайкина Л.П., Латышев О.Ю. Изучение литературной жизни воронежского края средствами мультимедиа в школе-интернате для детей-сирот// МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С.243-246.
16. Черноусова И.И., Латышев О.Ю. Медиаобразование юных краеведов в школе-интернате для детей-сирот путем логопедической поддержки// МАТЕРИАЛЫ международной научно-практической конференции «РОЛЬ PR В РАЗВИТИИ КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ» 25 апреля 2013 г. - Алматы, Изд-во «Қазақ университеті», 2013. - С.246-250.

социализация., Петрова, Латышев, социально-психологическая адаптация, сетевое сообщество, соцпедагогика, саморазвитие личности, социальная адаптация, социальное самоопределение, самореализация, сироты., спорт, служба правовой поддержки воспитанников, самостоятельность

Previous post Next post
Up