…Обратно пишу я вам, любезная Катерина Матвеевна, поскольку выдалась
свободная минутка, и разнежился я на горячем солнышке, будто наш кот Васька
на завалинке. Сидим мы сейчас на песочке возле самого синего моря,
ни в чём беспокойства не испытываем. Солнышко здесь такое, аж в глазах бело.
Кстати о границе
Сложностями прохода границы с Грузией интернет накрутил нас заранее. В Осетии нас тормознули на гаишном посту. Узнав, куда едем, лейтенант вернул докуметы, сказав: "Не буду вас задерживать. Торопитесь. На Верхний Ларс уже 250 машин прошло." Чем добавил настроения...
К границе подъехали около четырёх дня. На российской стороне для легковых автомобилей было организовано шесть или семь потоков. Мы кнулись к двум последним, где на осмотр стояло всего по одной машине. Осталось выбрать - за какой встать. Внедорожник с большим прицепом явно напрашивался на длительное потрошение. Поэтому встали за седаном с дагестанскими номерами и - промахнулись. Из седана на штамповку паспортов вылезла толпа женщин, задрапированных в национальные чёрные чехлы. У каждой по ребёнку. Как они там поместились - непонятно. Всего человек десять, не считая грустного водителя. Внедорожник уже умчался на грузинский пост, а мы продолжали наблюдать "Белое солнце пустыни - 2": Сухов ведёт гарем Абдуллы через таможню.
На грузинской стороне оказалось всего два потока. При этом всех пассажиров выгоняли с паспортами в здание погранконтроля. Там два неторопливых пограничника штампили отметки о въезде. Народу было до чёрта. В результате машина прошла контроль на полчаса быстрее. Стояние в очереди скрасили три горных козла, устроивших поскакушки на отвесной горе напротив контрольно-проездного пункта. Жаль, фотографии не получились, слишком далеко.
Как уже говорил, прохождение границы заняло не больше часа. До Степанцминды оставалось всего 10 км по ущелью. С одной стороны - горы. С другой - Терек и горы.
.
Степанцминда
Степанцминда (или Казбеги) - небольшой посёлок в 10 км от границы у подножия Казбека. Гостиница при въезде в посёлок. Остановились, вышли, и сразу окунулись в местный колорит. Один местный житель что-то гортанно прокричал другому и, с разбегу, сунул ему в репу. Потерпевший ответил тем же: что-то проорал и двинул в бубен. С обоих склонов к "беседующим" на дороге ссыпалось ещё примерно двенадцать разгневанных мужчин. Одна половина коллектива тут же включилась в потасовку, вторая выждала немного и принялась разнимать. Постепенно все кроме зачинщиков перешли в стан миротоворцев. Одного утащили вверх по правому склону, второго - вверх по левому. Всё стихло. Смеркалось...
.
В гостинице нас встретили приветливо. Объяснили, что идёт полномасштабный ремонт. Поэтому завтрака не будет, да и с электричеством проблемы. А в остальном - всё "ок". Поскольку нам от отеля нужна была только одна ночь, привередничать не стали. Номер на троих - 120 лари (2 800 рублей).
Ещё до поездки связались по наводкам бывалых с двумя гидами из Грузии. Один составил нам маршрут, другой надавал контактов по каждому месту остановки. В Степанцминде нам посоветовали связаться с неким Мерабом, который держит кафе и даст нам мастер-класс по приготовленнию хинкалей. "Умер Мераб" - посочувствовали в ближайшем ресторанчике: "Лучше у нас поужинайте". Мы остались в ресторане "Khevi", о чём потом ни разу не пожалели. На данный момент именно там оказались лучшие хинкали и шкмерули из пробованных в Грузии. Домашнее красное сухое тоже весьма неплохое.
.
Меню. Перевод цен на эти дни: 1 лари - 23,4 рубля. То есть, один хинкали - 19 рублей. Шкмерули, который одному съесть невозможно - 500 рублей. Увеличить можно, кликнув на фото.
.
Как выяснилось потом, слухи о кончине Мераба оказались несколько преувеличены. Конкуренция, ети её...
Продолжение