Дворец Иолани, резиденция монархов Королевства Гавайи. Электрическое освещение и телефонная связь появились здесь на 10 лет раньше, чем в Белом Доме.
В этом дворце в 1887 году король Дэвид Калакауа под давлением американцев из "Гавайской Лиги" и ее вооруженных отрядов был вынужден подписать так называемую "Штыковую Конституцию" . Выбор у короля был невелик - либо подписать де-факто отказ от власти в пользу Кабинета Реформ, составленного большей частью из членов Лиги, либо стать жертвой политического убийства.
Согласно принятой конституции избирательное право предоставлялось теперь не только коренным гавайцам, но и иностранцам - американцам и европейцам. Азиаты, даже натурализовавшиеся на Гавайах, такого права лишались. Вводился имущественный ценз для избирателей и избираемых - что лишало права голоса и права быть избранным большинство коренных гавайцев.
В 1889 году молодой полугаваец-полуамериканец Роберт Уилкокс (Robert W. Wilcox) во главе отряда в 80 человек, состоявшего из гавайцев и европейцев, выступил маршем к королевскому дворцу, чтобы добиться отказа короля от позорных статей конституции. Его выступление было подавлено отрядами Лиги, а сам он предан суду. Суд присяжных, состоявший из коренных гавайцев, полностью оправдал Уилкокса.
20 января 1891 года, после смерти короля Калакауа, трон унаследовала его сестра Лидия Лилиуокалани, ставшая королевой Гавайев. Через 7 месяцев внезапно умирает ее муж, Джон Доминис (John Dominis), сын американского капитана. Наследницей трона королевы провозглашается юная принцесса Виктория Каиулани.
В 1892 году глава и организатор Гавайской Лиги и ее вооруженных формирований Лоррин А. Турстон (Lorrin A. Thurston) создает Аннексационный Клуб, ставящий целью лишить королеву власти и произвести анексию Гавайев Соединенными Штатами. Во время встречи в Вашингтоне с президентом США Турстон дает заверение, что американское руководство найдет на Гавайах чрезвычайно лояльную к США администрацию.
14 января 1893 года королева Лилиуокалани выступила с манифестом против ущемления ее прав как монарха и прав коренных гавайцев со стороны Кабинета Реформ и провозгласила новую конституцию, возвращающую все права коренному населению Гавайев.
Незамедлительно после этого Турстон обратился к американскому послу на Гавайах Джону Л. Стивенсу (John L. Stevens), который уверил его, что находяшиеся на борту стоящего в гавани Гонолулу американского военного корабля "Бостон" матросы и солдаты не будут защищать королеву, но будут защищать интересы американских граждан и их собственность. Также Стивенс прямо указал, что в случае переворота власть заговорщиков будет признана после того, как они займут важнейшие правительственные здания в городе.
15 января Турстон объявил королеве, что Кабинет Реформ объявляется низложенным, и заменяется Комитетом Безопасности, берущим на себя всю полноту власти на Гавайах, одновременно Стивенсу было направлено официальное письмо от Комитета Безопасности с просьбой ввести в город американские войска для защиты американских граждан, их интересов и собственности от "возникших беспорядков".
Американские войска, высадившиеся в Гонолулу.
Во главе Комитета Безопасности Турстон поставил Сэнфорда Б. Дола (Sanford B. Dole), брата основателя фруктовой компании "Dole Pineapple". Дол предлагал свергнуть королеву и установить регентство при Каиулани, до ее совершеннолетия.
Утром 17 января Дол передал Стивенсу письмо от Турстона, в котором сообщалось о том, что в 3 часа дня будет сделано соответствующее заявление. Стивенс предупредил заговорщиков, что им придется столкнуться с сопротивлением коренных гавайцев.
Поздно вечером 17 января королева Лилиуокалани выступила с еще одним манифестом, в котором отказывалась передать власть заговорщикам из Комитета Безопасности, требовала от посла Стивенса отказаться от поддержки заговорщиков, но одновременно отказывалась от военного противостояния с американскими вооруженными силами ради сохранения жизней подданых.
Комитет Безопасности, опираясь на поддержку американских вооруженных сил, захватил королевский дворец, объявил себя "переходным правительством" и провозгласил военное положение. Сразу после этого, как и было согласовано ранее, посол Стивенс провозгласил временный протекторат США над Гавайами, и американский флаг был поднят над правительственными зданиями в Гонолулу.
В отчете Государственному Департаменту Стивенс цинично описал ситуацию следующим образом: "Гавайская груша теперь полностью созрела, и это - золотое время для Соединенных Штатов, чтобы сорвать ее".
Президент США Гарисон тут же внес на одобрение Сената американо-гавайский договор об аннексии.
Однако это были последние дни нахождения Гаррисона у власти, сменивший его президент Кливленд отправил на Гавайи Джеймса Эйч. Блунта (James H. Blount). Составленный по результатам поездки отчет свидетельствовал о полной незаконности переворота в Гонолулу, нарушении международных норм и ничем не вынужденной вооруженной агрессии со стороны США. Несмотря на противодействие сенатской группы Моргана соглашение о протекторате было расторгнуто, посол Стивенс снят со своего поста и заменен на Альберта Уиллиса (Albert Willis), который сразу же после прибытия на Гавайи принес королеве свои извинения и сообщил о полном признании ее монаршей власти со стороны США. Флаг США был спущен, и над дворцом Иолани был вновь поднят флаг Гавайев.
После этого Уиллис потребовал от Дола сложить оружие и признать власть королевы - но получил отказ.
Военно-морское министерство США в это время уже полагало Гавайи "непотопляемым броненосцем Соединенных Штатов" посреди Тихого Океана - тем более что "переходное правительство" в нарушение всех норм закона отобрало у собственников значительные территории на Гавайах, включая залив Перл Харбор, и передало их Военно-морскому министерству. Поэтому просьбы королевы вернуть ситуацию к положению до переворота были встречены заявлениями об американском нейтралитете.
4 июля 1894 года, в день независимости США, Сэнфорд Дол объявил о провозглашении Республики Гавайи, себя же он назначил президентом новоявленной республики.
В январе 1895 года силы монархистов после десятидневной битвы в долине около Гонолулу были разбиты "республиканцами", многие, в том числе и Вилкокс, попали в плен.
16 января 1895 года, ровно два года спустя после высадки американских войск с "Бостона", королева Лилиуокалани была арестована "республиканцами" и заключена под стражу в комнате дворца Иолани. Ей не разрешалось ни с кем видеться и выходить из комнаты наружу, охрана была приставлена к ней круглосуточно. Окна комнаты были полностью закрашены краской, чтобы не было никакой возможности увидеть, что происходит снаружи, или даже просто увидеть солнечный свет.
Требованием "республиканцев" к королеве было подписание отречения от престола, в противном случае они угрожали начать расстрел заложников из числа пленных.
Как только королева подписала отречение, "республиканцы" приговорили Уилкокса и четверых его соратников к смерти. Сама королева была приговорена к пятилетнему каторжному заключению и штрафу в 5 тысяч долларов. Из опасений новой волны роялистских мятежей "республиканцы" смягчили приговор - она провела еще 8 месяцев под стражей в той же комнате дворца с закрашеными наглухо окнами, а потом была отправлена под домашний арест.
Robert William Kalanihiapo Wilcox
В 1896 году королеве было позволено выехать в США, где она добилась встречи с президентом Кливлендом, срок президентства которого тоже близился к концу.
Его преемник, Уильям МакКинли, внес на рассмотрение Сената новый договор об аннексии Гавайев Соединенными Штатами. Ни одна из петиций против аннексии, подписанных 29 тысячами гавайцев, не была рассмотрена сенаторами.
12 августа 1898 года суверенитет над Гавайами был формально передан США на церемонии во дворце Иолани, когда Сэнфорд Дол был провозглашен первым губернатором Территории Гавайи - колонии Военно-морского министерства США.
Принцесса Каиулани умерла в 1899 году, в возрасте 23 лет. Королева Лилиуокалани умерла в 1917 году, в возрасте 79 лет, надеясь что правосудие восторжествует, и ее страна станет независимой.
Lydia Lili'u Loloku Walania Wewehi Kamaka'eha-a-Kapa'akea
Victoria Ka'iulani Kalaninuiahilapalapa Kawekiu i Lunalilo Cleghorn
Президент МакКинли, адресуя Сенату договор об аннексии Гавайев, заявил: "Мы нуждаемся в Гавайях так же и даже больше, чем это было с Калифорнией. Это - манифест судьбы."
Еще в мае 1898 года, опираясь на еще формально независимую Республику Гавайи, коммодор Джордж Дьюи атаковал испанский флот на Филиппинах.
После того, как Испания была побеждена Соединенными Штатами, МакКинли заявил, что не мог принять никакого решения относительно Филиппин, пока на него не снизошло просветление "свыше": "Я каждый вечер до самой полуночи расхаживал по Белому дому и не стыжусь признаться вам, джентльмены, что не раз опускался на колени и молил всемогущего бога о просветлении и руководстве. В одну ночь мне пришли в голову следующие мысли - я сам не знаю как: 1. Мы не можем возвратить Филиппинские острова Испании - это было бы трусливым и бесчестным поступком. 2 Мы не можем передать Филиппины Франции или Германии, нашим торговым соперникам на Востоке, - это была бы плохая и невыгодная для нас экономическая политика. 3. Мы не можем предоставить филиппинцев самим себе, так как они не подготовлены для самоуправления и самостоятельность Филиппин привела бы вскоре к такой анархии и к таким злоупотреблениям, которые были бы хуже испанской войны. 4. Для нас не остается ничего иного, как взять все Филиппинские острова, воспитать, поднять и цивилизовать филиппинцев и привить им христианские идеалы, ибо они наши собратья по человечеству, за которых также умер Христос. После этого я лег в постель и заснул крепким сном".
Результатом "навеяных свыше" мыслей стало уничтожение первой Республики Филиппины и оккупация островов.
В 1935 году США объявили о создании Содружества Филиппины под американским протекторатом. Предоставить Филиппинам "полную" независимость было обещано на протяжении десяти лет. Впрочем и эта "полная" независимость должна была по-прежнему поддерживать Филиппины в статусе "непотопляемого линкора и авианосца Соединенных Штатов", а над вооруженными силами Филиппин должен был сохраняться американский контроль. Одним из многих мирных предложений Японии на переговорах с США в 1940-1941 годах было предложение совместно гарантировать предоставление независимости Филиппинам. Как и все остальные японские инициативы по дипломатическому урегулированию спорных вопросов в Азии, это предложение было безоговорочно отвергнуто американской стороной.
Впрочем, о декабре 1941-го я все же напишу завтра.
Флаг Королевства Гавайи
Флаг первой Республики Филиппины