Это случилось в 1992 году в такой же зимний февральский вечер.
Я служил командиром артиллерийской батареи в Вильнюсе в "Северном городке". Мне уже стукнуло 26 лет и я был старшим лейтенантом. Наша часть водила технику из Литвы - отправляла ее в Белоруссию. Машины готовили сами, потому что солдат к тому времени уже почти не осталось (литовцы новое пополнение не пропускали), даже на посты в караулах ходили офицеры.
Мне нужно было подготовить машины моей самоходной батареи 122 мм гаубиц 2С1 к маршу на следующее утро. Проверить установлены ли АКБ, наличие ЗиП, крепление навесного оборудования, наличие колодок и крепежа. Пару солдат что у меня было я отпустил на ужин и спать. Если что сложится не так, должен был вызвать. Вроде бы все было нормально, но я на всякий случай решил проверить еще и масло в двигателях. С самоходками у меня проблем не возникло, а вот в одной из машин управления я случайно уронил масляный щуп на дно (такая длинная железяка по которой определяют сколько масла в двигателе). Двигательный отсек там прост, как 5 копеек. Большой прямоугольный короб в котором стоит огрОменный движок (размером в маленький автомобиль), а по краям пространство, куда щуп и упал. Надо было мне забить на него, заткнуть дырку газеткой и ладно, все равно машины были уже сданы... но нет, я полез его доставать. Лег на двигатель, пытался дотянуться рукой, не получилось, слегка наклонился и... неожиданно сполз вниз... в пространство между корпусом и двигателем...
Руками встал на дно покрытое соляркой, водой и маслом, а задница с ногами остались торчать сверху. Ситуация смешнее не придумаешь, но для меня смешного было мало. Щуп я нашел, а толку. Мобильников тогда не было. Стоя на руках попытался аккуратно выбраться, но куда там. Зацепиться не за что, еще и бушлат сполз вниз и закупорил меня конкретно. Начал орать. Голова сразу стала свинцовой... ору и понимаю что только хуже. Глаза от испарения соляры режет, в висках стучит кровь. И на улице далеко не май месяц. На дворе уже было около 22 ночи, легкий морозец. Бокс с техникой пустой, только фонарик тускло светит, который остался сверху.
Руки в ледяной соляре сразу заледенели, чувствую скоро обморожу. Ору и понимаю, что до утра на руках точно не простою. Народ придет только утром технику заводить, тут меня и найдут... Вниз опуститься могу легко, а вот вверх нет. Пытался бить сапогами по корпусу, хоть как-то шуметь, но не получалось, не доставал. Скоро руки стали трястись и я опустился на локти. Соляра была совсем близко от лица и стоило только потерять сознание, как я бы наверняка захлебнулся.
Мне казалось я так простоял около двух часов. На самом деле, наверное около 40 минут, которые просто тянулись долго. Врагу не пожелаешь. Начал уже вспоминать свое детство и отрочество.
На мое счастье, дневальный по парку вышел по малой нужде и увидел вдали приоткрытую створку ворот бокса. Было холодно, но он решил подойти и ее закрыть, и каким-то чудом услышал мою возню, а потом заметил и свет внутри. Удивительная сознательность для солдата. Почему он проявил столь несвойственную для солдат бдительность, он позже и сам объяснить не смог.
Вытаскивали меня втроем. С трудом, но вытянули. Удивительно, но я отчетливо помню все время проведенное вниз головой, вплоть до мыслей, но не помню ни лица, ни имени солдата который меня спас. Не помню как я потом пришел в общагу, как мылся, куда дел тот испорченный бушлат и форму, как грузил на следующий день эти машины (а я ведь их грузил, больше некому было). Но вот запах соляры и стук крови в висках помню хорошо, словно вчера было. Удивительно и то, что в ночных кошмарах ко мне тот момент не приходит.
Почему-то я тогда сильно не испугался и не запаниковал (наверное просто не успел еще испугаться всерьез). Но я заметил, что перед реальной перспективой смерти у меня включается какой-то тумблер в голове и каждое свое движение я начинаю иначе взвешивать.
Моментов когда я мог отдать Богу душу у меня было несколько. Из них одно в детстве (когда я чуть не утонул), два раза в армии (этот случай и когда снаряд в миномет случайно взрывателем вперед опустили, то что он тогда не рванул было чудом) и два раза уже на гражданке в авариях, когда я выходил без царапин оттуда, откуда меня должны были вынести вперед ногами... удача в те мгновения была со мной... надеюсь, останется со мной и в дальнейшем. Вот только повторять такие ситуЕвины не хочется ))))
На первом фото машины управления, в подобных я и загорал вверх тормашками.
Читать другие мемуары о службе