Это случилось 28 января 1986 года. 30 лет назад (пост писался в 2016 году)...
Накануне старта космического челнока ночная температура во Флориде опустилась ниже 0. Инженеры компании «Мортон Тайокол», поставщика ракет-носителей на твердом топливе, просили отложить запуск «Челенджера», опасаясь, что кольца от холода потеряют эластичность, и плотность в пазах вокруг ракет будет нарушена. Но НАСА настояло на своем, и старт челнока состоялся...
Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, стоивший 100 миллионов долларов, провести несколько экспериментов на борту корабля, замерить спектр кометы Галлея, взять пробы на радиацию во внутренних отсеках космического корабля и изучить воздействие невесомости на развитие двенадцати куриных эмбрионов.
Особенность экипажа космического челнока «Челенджер» была в том, что в его состав входила учительница начальной школы Кристина Маколифф. Она оказалась лучшей среди своих американских коллег и получила право на проведение уроков для детей из космоса.
Два телевизионных пятнадцатиминутных рассказа о работе космического корабля должны были транслироваться на весь мир. Старт несклодько раз откладывали. накануне капитан корабля позвонил жене и сообщил что отложат и в этот раз. Температура слишком низкая. На стартовой прощадке висели огромные сосульки по несколько метров длинной. В мороз шаттлы еще никогда не запускали, но НАСА рискнуло.
28 января 1986 года в 11 часов 38 минут семь астронавтов стартовали с мыса Канаверал. Самое опасное время для колец - старт когда ракета испытывает наибольшие нагрузки. Полет продлился всего 1 минуту 13 секунд. Еще при старте утплотнительное кольцо "было прорвано" и на видео виден черный дым который валил сбоку от сопла. Но старт не остановиили...
Высота 14 километров над землей оказалась роковой. Пламя вырывалось через щель в корпусе и нагревало топливный бак шаттла, в резульатте чего топливо взорвалось.
Обломки ступеней разлетелись на огромной территории над Атлантическим океаном. Свидетелями трагедии оказались и ученики третьего класса из города Конкорд, прилетевшие проводить свою учительницу.
Президентская комиссия установила, что катастрофа произошла из-за разрыва уплотнительного кольца твердотопливного ускорителя под воздействием раскаленных газов...
Как я уже писал, накануне старта представители фирмы Morton Thiokol, производящей твердотопливные ускорители шаттла, отказались поставить подпись под допуском корабля к старту из-за низкой температуры - в те дни во Флориде было очень холодно, до -6Сº, а резиновые уплотнители в стыках между секциями твердотопливных ускорителей были рассчитаны на работу при температуре не ниже +11Cº. О прогарах в соединениях сообщалось в течение предыдущих девяти стартов.
Но NASA решила рискнуть. Это стало роковым решением, которое стоило жизни семи астронавтов, уничтожению космического корабля, запуск которого обходился в 1,3 млрд долларов, и остановке программы Space Shuttle на три года. Корабль погиб из-за уплотнительного кольца толщиной всего 5 мм.
Позже комиссия Роджерса пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к катастрофе, послужили «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений NASA». По сути, выводы комиссии были прямым обвинением в адрес NASA - руководство полетами виновато в гибели людей и космического корабля.
Леон Розенблюм подробно исследовал эту катастрофу и описал что должно было происходить на борту корабля... "... буквально с первых секунд полета появились грозные предвестники надвигающейся катастрофы. Замерзшие уплотнения работали неудовлетворительно, и в первые секунды полета из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы пошли клубы серого дыма. На 59-й секунде, из стыка начало бить пламя. На 65-й секунде огонь прожег водородный бак и началась утечка топлива. На высоте 14 километров на 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, повернувшись относительно верхней стойки, многотонная ракета отбила правое крыло «Челленджера» и пробила кислородный бак. Одновременно оторвалось нижнее днище водородного бака, что привело к взрыву огромной силы.
Сначала считалось, что астронафты погибли во время взрыва. Но есть версия что корабль развалился от удара о поверхность воды, а не от взрыва. Через шесть недель после катастрофы НАСА объявило, что на дне океана на глубине 85 футов [около 26 м] найдены обломки кабины экипажа, и в них находятся останки астронавтов.
После того, как останки были подняты, мой бывший коллега по экипажу Майкл Коутс и некоторые другие астронавты исследовали обломки. Майкл рассказал, что «кокпит выглядит так, будто алюминиевую фольгу смяли в комок».
«Я видел несколько прядей волос Джуди в обломках… и нашел ее ожерелье», - добавил Коутс. Он ничего не сказал, но я знал, что это ожерелье Джуди Резник носила всегда. Это была золотая цепочка с кулоном, на котором был изображен жест из языка глухонемых, - сочетание мизинца, указательного и большого пальцев - означающий: «Я тебя люблю». У нее был родственник с нарушением слуха.
Был сделан вывод, что возможно экипаж «Челленджера» не погиб в момент взрыва (хотя многими он оспаривается).
В момент разрушения корабля членов экипажа бросало из стороны в сторону в ремнях, которыми они прижаты к сиденьям. Процедурные листы вылетели из своих креплений и болтались на шнурках. Карандаши и контейнеры летали по всему объему кабины. Шум от обломков снаружи добавляет хаоса. Всё электропитание утрачено при отделении кабины от остальной части фюзеляжа.
«Погром» длится всего мгновение, и наступает столь же поразительное затишье. Поскольку кабина и другие обломки всё еще поднимаются вверх на скорости около 1000 миль в час, действие силы тяжести постепенно снижается. Экипаж испытывает мгновенную перегрузку, и сразу за ней - состояние невесомости. Люди всплывают в своих ремнях. Карандаши и ручки плавают в воздухе вокруг них. Чек-листы всплывают на своих шнурках.
Экипаж жив, но ему не хватает воздуха. Астронавты включают аварийные аппараты подачи воздуха. Джуди Резник (или Эл Онизука) включает PEAP (персональный аварийный комплект подачи воздуха) за спинкой кресла Майкла Смита.
Дик Скоби и Майкл Смит - -летчики-испытатели и они реагируют так, как обучены. Они полагают, что у них есть шанс и сосредотачивают все внимание на приборах, надеясь выявить проблему, но кокпит обесточен. Каждый экран компьютера - черная дыра. Не горит ни одна предостерегающая или предупреждающая надпись. Никаких звуков аварийной сирены. Все индикаторы погасли - они тоже лишились питания. Индикация положения аппарата, скорости, ускорения, шкала высоты - всё застыло в положении OFF.
Скоби и Смит нажимают на кнопки, пытаясь запустить резервную систему управления полетом. Это штатная аварийная процедура для восстановления управления. Снова и снова они жмут на подпружиненную красную кнопку, но «Челленджер» теперь это облако обломков...
Сидящие на верхней палубе члены экипажа - Дик Скоби, Майкл Смит, Эл Онизука и Джуди Резник - могут из окон видеть признаки катастрофы, которая с ними произошла. Из падающей кабины их обзор становится более широким… Они смотрят вниз и видят бело-оранжевое облако, обозначающее место гибели их «Челленджера». Они видят шлейфы за оторвавшимися твердотопливными ускорителями… Члены экипажа, сидящие на нижней палубе - Рон МакНейр, Криста Маколифф и Грег Джарвис - попали в наиболее страшную ситуацию. У них нет ни окон, ни приборов. Они полностью зависят от членов экипажа на летной палубе, которые должны держать их в курсе хода полета. Но от них не слышно ни слова. В момент разрушения корабля интерком замолчал, и свет на нижней палубе погас. Рон, Криста и Грег находятся в ловушке - в падающей, темной, безмолвной комнате.
Кабина проходит апогей своей траектории, экипаж на верхней палубе видит, как цвет неба меняется на черный - это космос, утраченная цель «Челленджера». Начинается двухминутное падение в океан. Вид покрытой рябью поверхности голубой Атлантики заполняет окна. Шум воздушного потока в кабине нарастает - скорость падения достигает 250 километров в час. Сидящие наверху астронавты видят детали морской поверхности: волны, барашки пены, яркие брызги падения других обломков своей погибшей крылатой машины… Горизонт в окнах поднимается все выше и выше, голубизна всё ближе и ближе… до самого последнего момента… до блаженного небытия»...
Погибли (слева направо):
37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф.
Учительница из Бостона. Первый полет. Должна была провести два урока для учеников на Земле.
41-летний Грегори Б. Джарвис
Инженер. Первый полет.
36-летняя Джудит А. Резник.
Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут. Для неё это был второй полёт в космос - до этого она была в составе экипажа миссии STS-41D челнока «Discovery»
Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис Р. «Дик» Скоби.
Военный лётчик США, подполковник ВВС США. Провёл в космосе 6 дней 23 часа 40 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» - до этого он был в составе экипажа миссии STS-41C в качестве второго пилота.
Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр.
Физик, астронавт NASA. Провёл в космосе 7 дней 23 часа 15 минут. Для него это был второй полёт на «Челленджере» - до этого он был в составе экипажа миссии STS-41B.
Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит .
Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.
39-летний Эллисон С. Онизука.
Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 3 дня 1 час 33 минуты. Для него это был второй полёт в космос - до этого он был в составе экипажа миссии STS-51C челнока «Discovery».
Click to view
VIA, ©
Леон Розенблюм, , Википедия и Calend.ru