Давайте совершим небольшую прогулку в Гатчину и в прошлое...
Николай Александрович Львов, человек разносторонне одаренный, архитектор, поэт, музыкант, садовод, геолог, переводчик и художник, до 18 лет был настоящим недорослем, писать не умел и лишь немного разговаривал по-французски. Приписанный к Измайловскому полку, он попал в Петербург и тут только начал учиться, познакомился с Капнистом и Державиным, стал приближенным личного секретаря Екатерины II графа Безбородко и смог реализовать себя как архитектор.
Львов заново спроектировал Невские ворота Петропавловской крепости, по его проекту было построено здание Главного почтамта. В его голове постоянно рождались новые инженерные идеи, Львова с полным правом можно назвать первым русским "зеленым": при строительстве Приоратского дворца в Гатчине "для сбережения лесов российских" Львов решил использовать усовершенствованную им "землебитную технику", при которой стены возводились из утрамбованной земли с прослойками извести и измельченного кирпича.
Его недоброжелатель, генерал-прокурор Обольянинов, курировавший строительство, высказывал сомнения в прочности землебитных стен, и тогда Львов решил провести публичное испытание нового метода. В Гатчине возвели землебитную стену, и придворные дамы зонтиками, а офицеры - палашами пытались ее разрушить. Стена выдержала штурм придворных.
Придирчиво осмотрев стену, удивленный Павел I предложил архитектору самому выбрать место и построить там Приорат.
Подготовительные работы начались осенью 1797 года. Землебитные стены дворца и дворцовых построек были возведены за три месяца: с 15 июня по 12 сентября 1798 года. Стоимость стен составила 2000 руб., в то время как стоимость аналогичных каменных стен была бы 25000 руб.
Приорат был построен в стиле русского зодчества, называемого предромантическим направлением. Сооружение представляет собой стилизацию под средневековые католические монастыри. Роль храмовой колокольни играет башня, все постройки объединены в одно целое внутренним двором и глухой оградой.
У дворца есть легенда о подземном ходе, соединявшем Приоратский дворец с Гатчинским императорским дворцом. Интересно, что во время укрепления фундамента реставраторы действительно наткнулись на подземный ход, выложенный камнем. Ход достигает высоты человеческого роста в начале и постепенно понижается. Тоннель до конца не пройден и его назначение не выяснено. Есть мнение, что тоннель является частью подземных коммуникаций Гатчины, которые пока не исследованы
Прошло много лет, и на землебитные стены обрушились удары посильнее зонтиков и палашей: во время Великой Отечественной войны рядом с Приоратским дворцом разрывались десятки фугасных бомб, но дворец выстоял. Правильно писал о Львове его друг Державин:
"Хоть взят он от земли и в землю он войдет,
Но в зданьях земляных он вечно проживет"...
Инфа и фото (С) интернет