Подвиг лейтенанта Гудзя

Jan 06, 2015 19:21




Как  батальон в составе одного танка помог остановить фашистов под Москвой.




Лейтенант Гудзь на своём танке следует к Красной площади по улице Горького. Памятник Пушкину стоял в те времена на противоположной стороне площади.

3 декабря 1941 года соединения 40-го моторизованного корпуса немцев предприняли последнюю попытку прорваться к Москве по Волоколамскому шоссе. Наступая восточнее трассы, противник захватил деревни Нефедьево и Кузино.

Нефедьево - деревня особая: по одной из версий, самое близкое к Москве место, куда подошли немцы.
Севернее деревни Нефедьево заняла оборону 18-я стрелковая дивизия, в рядах которой сражались бойцы Красногорского батальона народного ополчения, по сути гражданские необстрелянные люди.


Павел Данилович Гудзь в описываемый период.

Более двух суток подразделения 78-й стрелковой дивизии полковника Белобородова вели упорные бои с 10-й танковой дивизией немцев, пока не заставили её остановиться. А в ночь на 5 декабря, когда Суханов готовил контратаку, чтобы разгромить вклинившегося противника, на усиление ему был передан отдельный 89-й танковый батальон 16-й армии.

Правда, в составе батальона к тому времени имелся всего один танк. Командовал танком начальник штаба батальона лейтенант Павел Данилович Гудзь.

Командование поставило болевую задачу просто: "Одна надежда на тебя, Павел. Доверяю последний и единственный КВ. Формируй экипаж и ночью в бой. Надо остановить врага".

Под прикрытием темноты и батарейных залпов полковой артиллерии Гудзь скрытно вывел свой батальон танк на исходную позицию, выбранную в рощице на окраине деревни Нефедьево. Уже на рассвете, в предутренней мгле он смог рассмотреть не только избы, но и вражеские танки между ними. Их оказалось восемнадцать: восемнадцать против одного.

Первым же выстрелом удалось уничтожить фашистский танк. Вторым выстрелом - поджечь вторую машину. Внезапно раздался страшный грохот, КВ-1 содрогнулся. Ощущение у танкистов было такое, будто они сидят внутри огромного колокола, по которому ударили тяжёлым молотом. Снаряд врага угодил в лобовую броню машины, но она выдержала удар.

После двадцати выстрелов стало нечем дышать. Люди задыхались от пороховых газов, но продолжали сражаться. Одна за другой запылали ещё шесть немецких машин. Павел Гудзь мастерски использовал преимущество в силе огня и в прочности брони своего мощного танка. Пехота перешла в атаку.




Линия наибольшего продвижения немецких войск на Волоколамском направлении.

КВ-1 рванулся с места и стал набирать скорость, содействуя пехоте пулемётным огнём. Немецкие танки попытались преградить ему дорогу. Первым же снарядом Павел Гудзь подбил ведущую машину, вторым - следующую.




Один из уничтоженных фашистских танков.

Восемь уцелевших панцеркампфвагенов повернули обратно. А советский танк всё шёл и шёл вперёд, настигая врагов пулями и шрапнелью, давя орудия противника вместе с их расчётами.




Фрагмент наградного листа лейтенанта Гудзя.

Героический экипаж машины, несмотря на множество вмятин на её броне от попаданий немецких снарядов, до конца боя действовал в боевых порядках пехоты.


Из 18 танков десять были уничтожены, остальные обращены в бегство. Кроме 10 танков наш КВ-1 уничтожил ещё и 15 грузовиков.

За этот подвиг Гудзь был представлен к ордену Красного Знамени, но вышестоящая инстанция решила, что Гудзь достоин более высокой награды - ордена Ленина. Говорят, что такую резолюцию на наградном листе написал сам Жуков...

Когда в Лондонском парламенте глава советских профсоюзов Н. Шверник рассказал союзникам об этом удивительном бое, английские парламентарии, нарушив вековые традиции, приветствовали это сообщение стоя.

5 декабря 2007 года, в день начала контрнаступления под Москвой, 65 лет спустя на знаменательном месте у деревни Нефедьево установили танк Т-55.

Войну Гудзь закончил полковником, а службу в вооружённых силах - генерал-полковником. Умер Павел Данилович Гудзь 5 мая 2008 года.


Справа памятник в деревне Нефедьево. Нахабинские власти решили установить танк, прямо на том месте, где легендарный танкист Павел Гудзь совершил в 1941 году свой подвиг.

Гудзь командовал танком "КВ-1". Их было выпущено всего штук 600, уцелели до наших дней единицы. Получить "Климента Ворошилова" нефедьевцы и не рассчитывали. Но на танк времен Великой Отечественной войны надеялись. Просьбу нахабинских властей рассмотрели в Росимуществе, Генштабе и Минобороне. В конце концов вышло постановление за подписью Фрадкова: выдать... "Т-55".

Видимо, произошла ошибка, ведь "Т-55" никакого отношения к Великой Отечественной не имеет. Его начали выпускать в конце 50-х, и ассоциируется он скорее с арабо-израильской войной - СССР активно снабжал им арабов.

Но и на том спасибо, в будущем наверное найдется и "КВ-1"

Основа инфы и фото (С) сайт "Военное дело"

Другие посты о Великой Отечественной войне и подвиге советских солдат

подвиг, история, ВОВ

Previous post Next post
Up