Как погиб Юрий Гагарин

Mar 28, 2023 11:30




27 марта 1968 года трагически погиб Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт Земли.
В этом году Госархив впервые опубликовал фото этой катастрофы.  Гагарину было всего 34 года. Он выполнял тренировочный полёт на самолёте МиГ-15УТИ в «спарке», совместно с 45-летним лётчиком-инструктором 1-го класса, полковником ВВС СССР, героем СССР Владимиром Серёгиным. Полет проходил вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Под КАТ хронология событий и версии причины катастрофы...




Во вторник, 26 марта Гагарин в последний раз почитал дочкам сказки перед сном. В 22.30 все легли спать.



Гагарин с дочками.

Утром в среду 27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели на учебном самолёте МиГ-15УТИ с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлкове.

Условия видимости были нормальными. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут.  Гагарин начал выполнять запланированные упражнения, но уже в 10:30 сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. Инструктор полковник Серегин, видимо оценив опасную обстановку (низкая облачность; возможно присутствие в соседней зоне другого тренировочного самолета), сократил задание. После этого «625-й» - позывной Гагарина - больше на связь не выходил.




Летчикам сообщили, что нижний край облаков находится на высоте 900 м, тогда как на самом деле он оказался гораздо ниже - в пределах 400-500 м. В тот день почти одновременно с гагаринской спаркой (ее позывной «625») в небо поднялась другая («614»), которая делала облет после ремонта.

Через минуту после взлета Гагарина и Серегина (в 10.20) поднялись в воздух два более скоростных самолета - МиГ-21. Пробивая облачность (при наборе высоты), они обогнали спарку Гагарина и Серегина. Это также являлось нарушением, поскольку возможно столкновение самолетов. Руководитель полета, разрешая паре самолетов МиГ-21 набор высоты до 5000 м, предостерег ведущего пары «Справа по курсу от вас 625-й в наборе». В ответ услышал «Вас понял. Я не вижу, здесь облачность...» В такой ситуации руководитель обязан прекратить полеты, однако он этого не сделал.

В нарушение всех правил в воздушное пространство зоны, где находилась спарка, без предупреждения вторгся скоростной реактивный истребитель Су-11. Руководитель полетов об этом не был предупрежден. Су-11 пронизал всю толщу воздуха снизу вверх - почти вертикально, причем промчался так близко от гагаринской спарки, что на экране локатора отметки от обоих самолетов в какой-то момент слились. В условиях сильной облачности спарка Гагарина и Серегина, задев несколько верхушек деревьев, врезалась в землю в трех километрах от деревни Новоселово.

МиГ-15 очень надежен в управлении, а сваливание его в штопор всегда сопровождается предупредительной тряской; поэтому только какое-то неожиданное обстоятельство могло привести к неблагоприятному развитию событий. Руководитель полетов, судя по кальке радиолокационной проводки, повел Су-11, принимая его за самолет Гагарина. Об этом свидетельствуют два факта. Во-первых, Гагарин запрашивал курс 320 градусов, а тот, кого в это время вела земля, шел по курсу 220 градусов. Во-вторых, руководитель полетов следил за мнимым самолетом Гагарина до 10.43. Комиссия установила, что катастрофа произошла в 10.31 - на 12 минут раньше.
Неудивительно, что помощник руководителя в своем отчете писал «На мои вызовы полковник Гагарин не отвечал...» Ни Гагарин, ни Серегин уже не могли ответить - они погибли.
Катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным. Экипаж совершил резкий манёвр, приведший к сваливанию самолёта в штопор. Выраанять самолёт не удалось, он столкнулся с землёй... экипаж погиб.




Версий было много. И птица и другой самолет, столкновение с зондом, диверсия. Степан Микоян в своих мемуарах выразил сомнение в том, что самолёт Гагарина и Серёгина вошёл в штопор из-за попадания в вихревой след другого самолёта. Более реалистично - уклонение от стаи птиц или метеозонда. Возможно они с ним столкнулись с подвеской метеорологического зонда, которые запускали в Долгопрудном. Они поднимались на высоту около 20 км, когда оболочка лопалась, зонд на «колбасе» спускался вниз. В зоне падения самолета нашли восемь старых шаров-зондов. Все с повреждениями от паденния. К шарам привязывали специальный груз. Вот этот груз и мог долбануть по крылу или кабине.

Стрелка прибора, показывающего разницу между давлением внутри кабины и снаружи, остановилась на отметке −0,01 атмосферы, что говорит о нарушении герметичности кабины ещё до столкновения самолёта с землей (комиссия пришла к выводу что разгерметизация произошла когда самолет срезал верхушки деревьев).

У самолета были подвешены дополнительные баки, что повлияло на летные качества. Самолёт вошёл в штопор и сделал 3 - 5 витков. Летчики не рванули ручки на себя до отказа, а действовали грамотно - постепенно выводили самолет из пикирования, достигнув десятикратной перегрузки. Судя по результатам медицинских анализов, они даже не успели испугаться. Это выяснили по содержанию адреналина в крови. Что бы спастись и спасти самолет им не хватило 250 - 300 метров высоты или 2 секунд полёта.

Много лет спустя после начала исследований новые эксперименты подтвердили любопытный (а для терпящих бедствие летчиков - трагический) феномен. Теперь известно, что при быстром снижении высотомер завышает показания высоты. Серегин, видимо, не знал и другого - на спарке, где две приборные доски, запаздывание (а следовательно, погрешность в показаниях) приборов увеличивается примерно вдвое. Летчики были уверены, что после выхода из облаков успеют вывести самолет в нормальное положение, потому и не воспользовались средствами катапультирования.




Отказов бортовых систем обнаружено не было. Диверсия (взрыв, отравление), пожар, потеря экипажем сознания исключались. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил (проверяли отдельно и независимо три мединститута)

Попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась. Но Гагарин не мог катапультироваться физически. Первым должен был катапультироваться инструктор, конструкция самолета не позволяла катапультироваться пилоту первым. Серёгин имел проблемы с сердцем и мог потерять сознание в полете, как-то заблокировать рычаги управления или что-то типа того, чем погубить и себя и Гагарина. Но комиссия установила что об летчика боролизь за живучесть самолета.




Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более трёх часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржача Владимирской области.




Самолёт срезал верхушки нескольких деревьев и врезался в небольшую берёзовую рощу на земле.

Разброс обломков фюзеляжа, плоскостей хвостового оперения, крыльев и носовой части - до 200 м. Было собрано около 95% самолета, включая стекло которое было восстановлено из осколков. Снег и землю просеивали.


   


Утром следующего дня на месте падения самолёта приступили к работе члены Государственной комиссии. Были обнаружены фрагменты тел Серёгина и Гагарина, опознанные родственниками и сослуживцами. На месте авиакатастрофы были найдены личные вещи пилотов, бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва, а также на ветке берёзы был найден клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание.




Как утверждают многие, Гагарин предчувствовал свою гибель. Незадолго до смерти он пригласил в гости своих братьев, сфотографировался с ними. Жене, которая лежала в Кунцевской больнице, пообещал, что навестит ее после полетов - 27 марта. И вдруг, как рассказывал личный шофер Гагарина, 26 марта вечером меняет свое решение и едет к жене. И в день гибели мужа Валентина Ивановна не находила себе места. Из больницы несколько раз звонила домой, но телефон молчал; тогда она позвонила соседям. Те сказали, что дома все нормально, просто телефон отключился. Когда к ней в больницу пришли В. Терешкова, П. Попович, А. Николаев и Н. Каманин, она сразу поняла, что случилась беда. 28 марта, в восемь часов вечера, в морг госпиталя имени Бурденко доставили два ведра останков.

Гагарина опознали по кусочком кости черепа и волосами. За одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Когда Юру стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть её.

Космонавт Виталий Иванович Севастьянов вспоминал что "мы тогда отстригли волосы (с кусочка черепа), положили в конверт и отдали Вале". Этот кусочек и сожгли во время кремации вместе с другими останками.

Дело составило 29 томов. Разбившейся истребитель не имел бортовых самописцев.




Материалы официального расследования катастрофы в советское время не публиковались. По поводу гибели Гагарина циркулировало множество слухов, вплоть до фантастических.




Большое распространение получили слухи о том, что Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки. Согласно официальному расследованию, эта версия опровергается тем, что алкоголь в крови пилотов обнаружен не был.




Существуют и более дикие конспирологические теории. Одни утверждают, что Гагарин имитировал свою смерть, другие - что был убит по приказу властей после конфликта с ними, а третьи что его похитили инопланетяне.




В СССР был объявлен государственный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Похороны Гагарина можно сравнить только с похоронами Ленина, - вспоминала Зоя Алексеевна, сестра Гагарина. - Мы трое суток просидели под эту жуткую траурную музыку...».







13 марта урны с прахом Юрия Гагарина и Владимира Серегина замуровали в Кремлевскую стену на Красной площади.










Про первого космонавта Земли - Юрия Гагарина




Инфа и фото (С) интернет. Основа: Википедия, "Гагарин" https://mipt.ru/dasr/cosmo/gagarin/gagarinsdeath.php

календурь, история

Previous post Next post
Up