Императорский гараж Николая II был самым большим в мире по тем временам и просуществовавал лишь десять лет.
Однако он успел собрать внушительную коллекцию автомобилей, служивших российскому императору, его семье и свите. К марту 1917 года в гараже было 56 автомобилей. Никто из европейских монархов не мог похвастаться столь внушительным парком. Президент США, например, на тот момент имел в своем гараже всего десять машин. Мое внимание привлек самый дорогой и уникальный автомобиль Делоне-Белльвилль со свастикой на капоте... занятная машинка. О ней и императорском гараже под КАТ...
Первые автомобили появились в России в 1890-х годах. В основном ими щеголяли сыновья крупных предпринимателей, развивая на самоходных каретах невиданную скорость 20-30 км в час. Высшее чиновничество предпочитало пользоваться привычными выездами, которые были обеспечены всей необходимой инфраструктурой, а "аппараты" с бензиновыми двигателями воспринимали как моветон.
Последний министр императорского двора барон Владимир Фредерикс (с 1913 года граф), отвечавший за обеспечение семьи Николая II транспортом, с интересом наблюдал за автоновинками.
В конце 1890-х годов он покупает легкий паровой экипаж французской фирмы Serpollet и решает продемонстрировать свои навыки придворным. Правда, случился конфуз: паровик министра заглох прямо посредине дороги и загородил проезд императорскому кортежу. Свите императора пришлось выходить и толкать машину на обочину.
Но Фредерикс не сдался - через пару дней после ремонта Serpollet он предложил императору проехаться на его автомобиле. Царь согласился, но прогулка не состоялась: "...не успели мы отъехать, как наш автомобиль сломался. Пришлось послать за лошадьми, чтобы оттащить машину в гараж". После этого граф отказался от намерения катать императора.
"Принято считать, что автомобили появились в повседневной жизни царской семьи благодаря князю Владимиру Николаевичу Орлову, который в 1904 году впервые пригнал к Александровскому дворцу Царского Села свой Delaunay-Belleville". Тот что со свастикой...
Орлов предоставил свой автомобиль в распоряжение государя; поездки стали совершаться почти каждый день... С тех пор он не покидал шоферского места.
18 февраля 1907 года в структуре Министерства Императорского двора официально появился гараж. Руководить им поставили князя Орлова. Бывший императорский гараж в Царском селе.
По словам Девятова, в Императорском гараже сразу сложились три группы автомобилей. В первый разряд - для самой царской семьи - вошли автомобили лучших европейских производителей: немецкие Мегсеdes, французские Delaunay-Belleville, Renault и Peugeot.
Самый дорогой автомобиль императора, один из принадлежащих ему Delaunay-Belleville, по оценке специалистов, стоил порядка 30 тыс. руб. Это был один из самых мощных, комфортабельных, шикарных автомобилей, причем огромных размеров - длиной около 5,5 м, а высотой - более 2 м.
Именно этот автомобиль был со "свастикой", хотя тогда этот знак еще не имел негативной окраски.В дореволюционной России свастику помещали на иконы, одежду и посуду, была она и на деньгах. С давних времен она использовалась в культуре народов Кавказа.
Когда так называемая Февральская революция в марте 1917 года свергла самодержавие в России, одним из первых решений нового правительства (известного как Временное) стало постановление о печати новых денег. На них стала красоваться свастика.
Но вернемся к автомобилю. Специальную версию машины фирма изготовила в 1909 году. Автомобиль назвали Delaunay-Belleville 70 S.M.T. Аббревиатура произошла от французского Sa Majesti le Tsar - "Его Величество Царь". За всю историю было произведено всего четыре такие машины. Модификации S.M.T. отличались роскошью. Внешние элементы отделки оформлялись "под золото", на дверях - царские гербы, в салоне - лакированная кожа. Вплоть до Первой мировой войны эта машина оставалась одной из самых роскошных в мире.
В 1911 году для императора были закуплены два Rolls-Royce "Серебряный призрак". Этот автомобиль позиционировался как "лучший в мире". Такое название было выбрано из-за покраски в серебристый цвет и покрытия серебром отдельных деталей кузова, также из-за очень тихой работы двигателя.
Вторую группу составляли машины для свиты, в распоряжении которой на 1917 год было 19 автомобилей. Помимо четырех "мерседесов" были куплены французские Delaunay-Belleville, Panhard-Levassor и Serex.
Император не любил автомобили с крышей и считал что он должен передвигаться только на открытых автомобилях летом и зимой. Охрана настаивала на закрытом автомобиле.
Со временем появилась и полноценная четвертая категория - хозяйственные автомобили. Среди них - грузовики, автобусы, полевая кухня на автомобиле и тягач. К концу 1908 года в Гараже имелись грузовик-платформа Daimler, поезд "Ренар" с двумя прицепными платформами, одним фургоном и пассажирским вагоном, а также грузовик-платформа "Дитрих".
В 1906 году на гараж было потрачено 77 277 руб., в 1908-м - 69 700 руб., в 1909-м - 65 000 руб., в 1910-м - 33 000 руб. Самые значительные расходы пришлись на 1911 год - 96 681 руб. К 1911-1912 годам объем затрат в среднем составлял 58 600 руб.
Не менее дорогим выходило и обслуживание автомобилей. Самыми существенными тратами собственников машин были: жалованье шоферу - 600 руб. в год, ремонт и смена шин ("пневматиков") - 620 руб., аренда гаража - 240 руб., ремонт - 250 руб., расходы на бензин - 180 руб. и масло - 48 руб.
Князь Орлов не собирался экономить на императорских автомобилях. Расходы шли под лозунгом "Лучшим автомобилям - лучшее содержание!".
Руководитель Императорского гаража и личный водитель Николая II проявил себя еще и как талантливый конструктор. Решая задачу повышения проходимости автомобилей зимой, в России создали первый в мире полугусеничный автомобиль. Дело в том, что зимой использовавшиеся в то время узкие шины неизбежно застревали.
Россия первой в мире построила и испытала полугусеничные автомобили и, более того, первой же их практически использовала в своей армии.
Начало созданию автомобильных войск послужило подписание Николаем II в феврале 1910 года приказа о создании в войсках автомобильных рот.
Николай II оставил своим "преемникам" роскошную коллекцию лучших на то время автомобилей. По существующим на сегодняшний день оценкам, их общая стоимость (в ценах 1913 года) на 1917 год составляла около 1 млн руб. Капитал Русско-Балтийского вагонного завода оценивался в 9,6 млн руб., а розничная цена относительно небольшого легкового автомобиля составляла тогда около 5 тыс. руб.
И по поводу гражданских лиц имеющих автомобили. Полиция Российской империи довольно жестко карала нарушителей. Автомобилист, нарушивший правила в первый раз, наказывался штрафом до 100 руб. (большие деньги по тем временам), второй раз - арестом на две недели (но бывало и больше), третий - лишением права вождения автомобиля.
Инфа и фото (С) интернет. Основа: Википедия и
https://tass.ru/spec/