Как советские летчики летали на Тайвань...

Aug 30, 2014 20:37




История неизвестной в Советском союзе и России войны с участием русских.
23 февраля 1938 года 28 наших самолётов с китайскими опознавательными знаками нанесли удар по японской авиабазе на Формозе.




Так изобразил налёт наших лётчиков на аэродром Мацуяма китайский художник Чень Ин Минь(陈应明). Об этой операции пред второй мировой войной даже сейчас мало кто знает.

В ответ на настоятельные просьбы китайской стороны, в сентябре 1937 г. Советское правительство приняло решение об от правке в Китай советских самолетов. На фронт национально-освободительной борьбы китайского народа была направлена наша лучшая авиационная техника того времени: истребители И-15 и И-16, скоростные бомбардировщики СБ, тяжелые бомбардировщики ТБ-3, бомбардировщики дальнего действия ДБ-3.

Всего в 1937-1941 гг. из СССР в Китай было поставлено 1250 самолетов разных марок. Вдумайтесь в эту цифру! Для эффективной эксплуатации боевой авиационной техники и обучения китайских солдат и офицеров летному делу Советское правительство дало согласие отправить в Китай группу советских авиационных специалистов. Но высшим проявлением интернационализма по отношению к борющемуся народу было направление в Китай советских летчиков-добровольцев, которые приняли непосредственное участие в боевых действиях.

Теперь по сути конкретной операции. Остров Формоза, ныне называемом Тайванью (от китайского 臺灣 или, на диалекте, господствующем на самой Тайвани, 台灣), расположен в Тихом океане, в 150 км от восточных берегов материковой части Китая.




Аэродром Мацуяма.

В нынешней русскоязычной литературе остров чаще называется в мужском роде Тайванем, а до 1956 года литературной нормой было несклоняемое употребление, например, «живёт на Тайвань». С 1895 года остров, ранее принадлежавший сначала голландцам, а потом китайцам, перешёл к Японии.


Фёдор Петрович Полынин по окончании миссии в Китае

После аннексии Тайвани японцы принялись осваивать новую колонию. Помимо прочего, неподалёку от Тайбэя они - заложили деревню, которую назвали в честь японского города Мацуяма - 松山 (По-китайски пишется также, но читается Сун Шань - сосновая гора).

В 1936 году в районе деревни построили военный аэродром под тем же названием. Тайбэй - 台北 (по-японски Тайхоку) к этому времени разросся, и аэродром оказался на его окраине. Ко второй половине февраля 1938 года самолетный парк Японии оказался настолько истощен, что правительству пришлось срочно заключать контракты с фирмами Германии и Италии на приобретение новых самолетов. Иностранные суда с боевой техникой не могли разгружаться в шанхайском порту. Японцы не без оснований опасались налета советских бомбардировщиков. Поэтому разгрузка производилась на японских островах, в частности на главной базе ВВС Японии на Формозе.

В середине февраля наши разведчики донесли, что на Формозу прибыл очередной караван с авиационной техникой. Самолеты в разобранном виде, упакованные в контейнеры, были доставлены на аэродром, где на стоянках уже и до этого находилось немало машин, собранных и подготовленных к перелету в Шанхай.

Получив донесение разведки, наши лётчики стали готовиться к налёту на Мацуяму. Для проведения операции была назначена группа капитана Полынин а. Нашим техникам и механикам была поставлена задача: тщательно осмотреть бомбардировщики и тайно заправить их горючим. Весь Китай кишел японскими шпионами, и чтобы предстоящий налёт сохранился в строжайшей тайне, подвеску бомб решили произвести перед самым вылетом.

Японцы, летавшие лишь по местным ориентирам - руслам рек и линиям железных дорог - считали, что наши СБ просто не дотянут до Тайвани, но штурман Федорук проложил маршрут напрямую.

Кроме того, лётчики решили идти к цели на 5,5-километровой высоте, где расход топлива был меньше. Правда, кислородных приборов у наших лётчиков не было, и весь полёт они испытывали сильное кислородное голодание.


СБ с китайскими опознавательными знаками



Чтобы ввести японцев в заблуждение, решили вначале пройти севернее острова, потом резко развернуться вправо, снизиться с приглушенными моторами до четырёх тысяч метров и с ходу нанести удар.

Налёт был назначен на День Красной Армии. Жарким февральским утром по сигналу зелёной ракеты 28 полностью загруженных бомбардировщиков один за другим поднялись в воздух. Пройдя половину пути над Тайваньским проливом, лётчики выключили моторы и стали планировать. По мере приближения к Формозе, облачность всё сгущалась. Не зная нижнюю кромку облаков, летчикам пришлось бы рисковать, пробивая облачность, или бомбить вслепую. В любом случае эффективность налета была бы крайне низкой. Но экипажам СБ повезло - в разрывах облаков они обнаружили порт, а неподалёку от него авиабазу. Как на ладони, были видны ряды собранных самолетов, а позади них - огромные зеленые ангары и контейнеры.

Наши лётчики сбросили на Формозу 280 бомб, и большинство из них точно угодили в цель. Наш удар был настолько внезапным, что ни один из вражеских истребителей не успел взлететь.



Впоследствии китайское командование сообщило, что в результате было уничтожено около 40 самолетов на аэродроме, затоплены и повреждены несколько судов, разрушены ангары и портовые сооружения. Сгорел трехгодичный запас горючего. У наших же лётчиков потерь не было.

Основа инфы (С) сайт "Военное дело"

авиация, армия, история

Previous post Next post
Up