В этот день в 1907 году произошло одно из самых крупных кораблекрушений ушедшего века.
Английский пассажирский пароход «Берлин» называли сказкой наяву. Комфортабельные условия, быстрый ход - тогда он считался лучшим в своем классе. Ничего не напоминает? Да, это судно постигла такая же судьба, как и печально знаменитый «Титаник».
«Берлин» был построен в Англии фирмой «Эрл» в 1894 году по заказу британской компании «Грейт истерн рэйлуэй» для перевозки железнодорожных пассажиров, совершавших поездки из Англии на континент и обратно. Судно имело регистровую вместимость 1775 тонн, длину 91,5 метра, ширину 11 метров и осадку чуть более 4,8 метра. «Берлин» мог развивать скорость до 18 узлов. Судно имело отличные мореходные качества, его быстрый ход и шикарная отделка кают и салонов привлекали пассажиров. Корабль выходил в плавание практически в любую погоду. Капитан «Берлина» прекрасно знал маршрут и мог войти в любой порт с закрытыми глазами. Определенную опасность, конечно, представляла угроза столкновения с другими судами во время тумана. Но аварий и тем более катастроф, вызванных столкновением судов, компания «Грейт истерн» не знала.
В ту злополучную ночь пассажирами «Берлина» были в основном члены труппы Берлинской оперы, которые возвращались в Германию после гастролей в Лондоне. В день отплытия «Берлина» из Гарвича над Юго-Восточной Англией бушевал шторм. Тем не менее ровно в 22 часа капитан корабля Прешпоус отдал команду выбирать швартовы.
Выйдя в открытое море, «Берлин» сразу же ощутил сильное волнение и жестокий норд вест. Почти никто из пассажиров не ложился спать, многих мучили приступы морской болезни. Из за непогоды судно вынуждено было сбавить обороты машины и поэтому подошло к берегам Голландии не к трем часам ночи, а к половине шестого.
Корабль потерпел крушение у гавани Хук-ван-Холланд. Огромная волна развернула пароход на 90 градусов и швырнула его на угол каменно-бетонного мола. От резкого удара пароход разломился пополам и тут же начал тонуть. Внезапность катастрофы и тяжелейшие погодные условия привели к тому, что из 144 человек, находившихся на борту корабля, погибли 129 (ниже в газете все слегка преувеличили).
Носовую часть разломившегося пополам парохода, в которой под главной палубой в каютах находилась большая часть пассажиров, ветром отнесло на 70 метров в сторону, прежде чем она опрокинулась на борт и затонула. Все, кто находился на этом обломке парохода, погибли. Кормовую же часть судна волнами прибило к камням и железным сваям мола. На ней в живых удалось остаться нескольким пассажирам и членам команды. К ним несколько дней полка бушевал шторм не могли даже приблизиться спасатели, хотя и находились рядом.
Единственным свидетелем этой разыгравшейся с невероятной быстротой драмы был смотритель маяка. По телеграфному аппарату маяка он сообщил о катастрофе в Роттердам.
Люди, собравшиеся на набережных Хук ван Холланда, обнаружили выброшенную прибоем полированную доску из красного дерева, на которой черным деревом были инкрустированы слова «Курительный салон», а рядом нацарапаны кончиком ножа слова призыва о помощи и фамилии тех, кто находился на обломке парохода.
Подойти бизко судам или лодкам было невозможно, они разбились бы о мол или о борт "Берлина". Людей пытались спасти, перемещая по канатам... первыми спасли женщин и детей. Спасательная операция длилась двое суток.
За доблесть при спасении людей, длившемся двое суток, королева Нидерландов наградила капитанов Янсена, Беркхаута и Шперлинга золотыми медалями. Три капитана и их экипажи были награждены британским королевским обществом спасения на море, а герцог Генрих Мекленбургский получил от английского короля Эдуарда VII Большой крест ордена Подвязки.
Позже на суде в Роттердаме, во время разбирательства катастрофы оставшиеся в живых очевидцы показали, что судно находилось на верном курсе и ошибки в управлении им не было.
После это названием "Берлин" был назван другой корабль, после войны он был отдан СССР и был переименован в "Адмирал Нахимов" И этот корабль попал в чудовищную катастрофу. -
Катастрофа "Адмирала Нахимова"... или "Круиз смерти" Инфа и фото (С) интернет. Основа инфы:
https://namtaru.ru и
https://historytime.ru