"После нас хоть потоп..."
сотрудники дамбы о Финском заливе
Пост про Морские ворота
Санкт-Петербурга в прямом, а не в переносном смысле.
А еще защитное сооружение от наводнений. Как вы уже догадались, речь о "Комплексе защитных сооружений
Санкт-Петербурга от наводнений" или о ДАМБЕ. Она себя уже с лихвой окупила. На её постройку потратили 109 млрд рублей, а за 10 лет работы дамба предотвратила 26 наводнений (наводнение - это подъем воды выше двух метров). Минимальный ущерб, которые эти наводнения могли нанести городу - 123 млрд рублей.
В XVIII веке горожане были уверены, что
река Нева выходит из берегов из-за дождей поздней осенью и из-за талого снега по весне. Но уже к знаменитому наводнению 1824 года учёные выяснили, что проблема в волнах, которые приходят в Финский залив из Северной Атлантики. За свою историю Санкт-Петербург испытал более 305 наводнений, когда ровень воды превышал уровень Балтийского моря на 3,2 метра. Три из которых были катастрофическими - в 1777, 1824 и 1924 годах.
Самое трашное наводнение С-Петербурга 1824 года с подъемом уровня воды на 4.2 м и гибелью, по разным данным более 5000 челове. Про него гениально и страшно (хотя пользовался только свидетельствами очевидцев) написал великий
Пушкин в поэме "Медный всадник". Уже тогда впервые заговорили о необходимости строить дамбу не смотря на дороговизну. Но в то время это было слишком фантастическим проектом.
После революции проблема не ушла. Денег в советское время у города на стройку не было. Для строительства дамбу нужно было сделать государственной программой. Когда в
Ленинград приехал
Леонид Ильич Брежнев, Романов рассказывал ему как город страдает от ежегодных наводнений, сколько приходится тратить средств на ликвидацию последствий. Таблички в проходе Невских ворот с высотой подъема воды во время наводнений в
Санкт-Петербурге.
Затем он привез Брежнева в
Петропавловская крепость и показал табличку о высоте наводнений. Есть легенда, что Романов распорядился перевесить таблички повыше, что бы на генсека они произвели еще большее впечатление. Брежнев ужаснулся такой высоте и дал команду немедленно рассмотреть вопрос строительство дамбы )))
2 августа 1979 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений". Был создан специализированный НИИ, который и стал заниматься всеми разработками по проктировке дамбы. В НИИ создали гидомакет города, дамбы и залива. Там проверяли какие наводнения выдержит дамба. С макетом города и всех его каналов. Там где он находился теперь магазин "Максидом".
Об уникальном месте - Максидоме на Гражданском
Дамбу строили с 1977 года по 2011. Насыпали земли с одной стороны
Кронштадта, резко ухудшив экологическую обстановку в Финском заливе.
Затем стройка была заморожена, как ни удивительно, НИасилили финансово. Продолжить её Санкт-Петербург смог только в наши дни. Может быть и к лучшему - технологии сильно шагнули вперед.
Исследования показали, что в Северной столице могут возникнуть наводнения с уровнем воды до 5,4 метра. Поэтому КЗС готов отразить волну высотой в 5 метров 45 сантиметров.
Длина дамбы - 23,4 км. 6 водопропускных и 2 судопропускных сооружения. Полностью закрыть дамбу можно всего за 90 минут. Это объект государственной важности, похожий на декорацию из футуристического фильма. От масштаба и размеров захватывает дух...
Главный корабельный фарватер проходит через сооружение С-1. Но есть еще С-2 и В-1...
Глубоководный фарватер проложен от Санкт-Петербурга через Невскую губу и позволяет проход крупнотоннажных судов из Финского залива Балтийского моря в городской порт. А машины проезжают в тоннеле под фарватером.
Затворов два. Это ворота для воды, а не для судов.
Из 23 км дамбы 2 км - дыры с подвижными затворами, которые нужны, чтобы вода курсировала между Невской губой и Финским заливом. В обычные дни затворы открыты, а при наводнении их экстренно закрывают. Это огромные металлические коробки, которые целиком уходят под воду в период бурь и штормов, а каждое лето их чистят от ила и ржавчины. Есть целая бригада, занимающаяся проверкой и очисткой механизмов. Довольно громоздкие и сложные машины для подъёма затворов прячутся в вышках, стоящих по всей длине дамбы.
Сейчас подобное не грозит городу, дамба достаточно прочная и прорвать её при нынешнем климате не сможет ни одна волна в Финском заливе. К тому же дамба не только не помешала нормальному функционированию природных систем в Невской губе, но и в какой-то мере помогает им: во время наводнений много мусора и грязи вымывается из города, из-за чего засоряются берега и воды Финского залива. Теперь этого тоже не будет. (С) Алексей Кузьмин.
Блок под кодовым названием С-1 представляет собой огромные ворота шириной в 200 метров. Это главные морские ворота города.
Именно он пропускает все суда, направляющиеся в Неву и выходящие в Финский залив. Под ними проходит подводный туннель для автомобилей - часть Кольцевой автодороги.
Человеку, даже не с очень богатым воображением, нелегко представить себе толщу воды над машиной и пару морских корабликов над головой... невольно хочется крикнуть... рыбку не задави! )))
С-1 - сердце комплекса. При ширине 200 м, основное предназначение - круглогодичный пропуск морских судов. Оно тоже перекрывается щитом, но уже по совсем другому принципу. Наверное и в этом военные настояли ))))
Дамба с открытыми створками затвора.
Дамба с закрытыми створками.
Судоходный пролет перекрывается двумя батопортами. Можно сказать что это почти корабль. И размерами и мощью, только предназначен для запирания города от воды.
Принцип запирания прост и гениален. Пока наводнения нет корабль-створка стоит в "доке". При наводнении створки дока открываются и он всплывает.
Эти два изогнутых корпуса корабля, повинуясь прикрепленным к ним направляющим, выходят в судоходный канал навстречу к друг другу ( как обычные корабли) и сталкиваются в центре, словно два огромных маятника. Встретившись, корпуса заполняются водой и естественным образом тонут (опускаются на дно), надежно закрывая, таким образом дамбу.
Нужно поднять? Включаются насосы, откачивают воду и ворота естественным образом всплывают.
Место соединения воротной створки с дамбой.
Всё работает автоматически. Затворы поднимаются и опускаются на специальных лебёдках, тягачах и стальных канатах, которые приходят в действие от нажатия пары кнопок на пультах управления. Рычагов, которые открывают и поднимают затворы для воды 60 шт.
Разводят и сводят створки такие локомотивы на странных колесах больше, похожих на гигантские звездочки в велосипедном колесе. Все это для лучшего сцепления с рельсами.
Все отдельные части дамбы контролируются через главный пульт. Но чтобы не вышло накладок в случае перебоев с питанием, на каждом участке работает свой небольшой центр управления, похожий на детскую игрушку с яркими кнопками. Но его фотографировать нельзя. А это монтиры показывающие обстакановку в автомобильном тоннеле. Камеры автоматически реагируют на любые аварийные ситуации и дают сигнал.
Тоннель длиной 1980 м проложен на глубине 27 м и оснащен 47 системами безопасности и жизнеобеспечения
Высота нагонной волны, из-за которой случаются наводнения, никогда не превышала 4,5 м. Однако дамба выше уровня моря на 7,5. На всякий случай.Для обеспечения этой процедуры необходимо до 45 минут времени. За открытие и закрытие гигантских ворот отвечает специализированная железная дорога.
Конструкция ворот остается работоспособной при нарастании льда до 50 см. А если льда больше замерзает залив и наводнение уже не грозит.
При угрозе наводнения, дирекция КЗС получает информацию о подъеме уровня воды от Гидрометцентра, и заранее (за 3 часа) предупреждает об угрозе неводнения и прекращении навигации руководство Большого порта. В первую очередь закрываются батопорты судопропускных сооружений С-1 и С-2, а затем створы водопропускных сооружений (В-1 - В-6).
Виды вокруг прекрасные... форты... чайки... белые лайнеры... (пляжные женщины)...
Кроме того, что дамба защищает Петербург, она ещё и связала Кронштадт с большим берегом. На магистрали местные жители даже устраивают гонки, которые позже оплачивают штрафами - за всем комплексом следит не одна сотня камер наблюдения.
А ведь старшее поколение всю жизнь знало только два способа сообщения с большой землёй - паром или лодка. Дамба, говорят её работники, будет служить городу не меньше нескольких сотен лет, а повторение 1824 года точно не грозит.
Долгое время говорили, что из-за дамбы пропадают многие виды рыб. Но, чтобы наудить корюшки, судака и даже лосося, необходимо не больше терпения, чем в любом другом месте, уверены работники и местные жители. Говорят, что лучше всего удится рыба в районе водопропускного сооружения № 5. и что электрики душу дьяволу продать готовы, чтобы туда на смену попасть... )))
Это не единственный проход. Если ехать в
Кронштадт со стороны северо-востока Санкт-Петербурга, то обязательно заметите в одном месте перед мостом "горб" на дороге. Он не случаен. Это С-2 или "Горбатый мост". Он разводной. Изначально планировалось сделать лишь один судоходный проход, но военные настояли и на втором. Мол нельзя со стратегической точки зрения остаться лишь с одним судоходным окном в Европу. В результате появился на дамбе разводной мост и судопропускное сооружение С2 для судов с осадкой судна не более 5,5 метров. Но разводится он редко.
Весь этот судоходный пролет под мостом при необходимости (наводнение и т.п.) перекрывается щитом. Вес этого щита две с половиной тысячи тонн.
Щит или затвор находится под водой на 17-метровой глубине. Его поднимают снизу выше нулевой отметки воды на 4,55 м гидравлические механизмы, а под ним еще есть галерея для обслуживающего персонала и оборудования. Т.е. под каналом еще помещения и механизмы размером с шести-семи этажный дом. А возможно и больше, потому работники дамбы при рассказе о ней явно недоговаривают ))) и многозначительно показывают глазами насколько все сложнее рассказанного )))
Мост оснащен подъемными механизмами, что обеспечивает подъем центрального пролета на 9 метров. Но в подъеме моста нет необходимости. Маршрут больших судов проходит через створ южной ветки. Под Горбатым мостом проходят относительно небольшие суда типа река-море, осадка которых не превышает 5,5 метров.
Ниже мост через С-2 и затвор, находящийся в ремонтном положении. При возникновении угрозы опасного подъёма уровня воды проход перекрывается 2,5 тонным затвором.
Не забыли и про рыбу. Для нее открывают небольшие проходы В-1.
Официальное торжественное открытие сквозного автомобильного сообщения по всей трассе Комплекса вместе со сдачей Комплекса в эксплуатацию состоялось 12 августа 2011 года.
Есть несколько легенд связанных с дамбой. Для строителей дамбы построили два больших дома, которые сейчас уже заслонили другие дома. Туда переехали инженеры и т.п. и привезли своих домашних животных. У одной семьи был серый полосатый кот, которого звали Матроскин. Это был очень положительный, любвеобильный и пронырливый кот, который всегда гулял сам по себе и в местах где его могли хорошо накормить. Строители его очень любили, баловали всегда подкармливали.
К сожалению, история кота трагическая. Он погиб во время строительства. Строители похоронили его недалеко от дамбы, часто вспоминали... и его жизнь незаметно стала обрастать легендами. Когда на стройку приезжал писатель Успенский, ему рассказали эту историю и даже показали могилу кота. Он был так растроган, что решил сделать героя своей книги для детей именно котом Матроскиным.
Дамба поражает своим размахом, какой-то суровой простотой. Рядом с этими конструкциями в 1996 году снимали клип "Тучи" "Иванушки International" )))) да и для кинематографа здесь довольно благодатная среда: открытая акватория и урбанистические пейзажи притягивают сюда съёмочные группы, например, некоторые батальные сцены Сталинграда Бондарчука тоже снимали здесь.
"Сталинград" еще не смотрел, но при просмотре обязательно попробую эти места там узнать ))) Ракетный крейсер Петр Великий на рейде.
А это Юрий Долгорукий.
Коллекция мостов Санкт-Петербурга. Часть 1. История, самое-самое и мосты центра Коллекция мостов. Часть 2. Мосты окраин и парков Санкт-Петербурга Коллекция мостов. Часть 3. Пригороды и окрестности Санкт-Петербурга Инфа и старые фото (С) интернет. Основа: Википедия,
https://mostotrest-spb.ru/bridges/ https://pastvu.com/