Трагедию "Бабьего яра" надо знать и помнить

Sep 29, 2018 11:00


Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье...
Е. Евтушенко



Бабий Яр  - один из самых  известных символов Холокоста. Именно там начались массовые казни евреев.
Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Там находился один из самых больших киевских оврагов - длина около 2,5 км, глубина свыше 50 м, по его дну протекал ручей. В этом страшном месте было расстреляно от 100 до 200 тысяч человек, большинство из которых - евреи.




В начале Великой Отечественной война (1941-1945) нацисты еще "стеснялись" открытых расправ над евреями и старались сделать это чужими руками, желательно руками местных. Евреев свозили в лагеря расположенные в отдалении от крупных городов, а местное население убеждали, что это всего лишь высылка . Евреям предлагали самим явиться с документами и ценными вещами. Многие евреи понимали что с ними будет, но большинство не верили, что в 20 веке возможны массовые зверства. Однако в Польше и на Украине все уже было иначе. Маски были сброшены.




Многотысячное еврейское население Киева расстреляли всего за несколько недель 1941 года. Все потому что украинцы сами устраивали еврейские погромы и никаких проблем с поимкой евреев фашисты не испытывали.

Еврейские погромы во Львове




24 сентября на Крещатике были подорваны дома, в которых располагались представители оккупационной администрации. Они были заминированы Красной армией. Взрывы и пожары продолжились в последующие дни, было уничтожено около 940 крупных жилых и административных зданий. Пожар распространился на площади 200 тысяч кв. м., без крова осталось около 50 тысяч человек. Нацисты обвиняли в пожаре и взрывах евреев и использовали это как повод для уничтожения еврейского населения.






Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года - были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова. В этот же день в газетах был напечатан приказ: евреи должны собраться и прибыть в назначенное время. Не явившимся угрожали расстрелом. Сначала были арестованы раввины, которых заставили сказать, что сопротивляться не нужно и евреев "переправят в безопасные места" и "спасут от гнева местного населения".




29 сентября еврейское население должно было явиться в место сбора - на улицу Мельника. Там эсэсовцы проверяли вещи, отбирали деньги и драгоценности. Затем евреев раздевали и гнали на расстрел. Евреи шли узким по тропинкам, ведущим к оврагу. Там полицейские укладывали их на тела расстрелянных и стреляли в затылок. Из-под груды тел удалось выбраться только нескольким десяткам человек. Избежали смерти лишь около десятка евреев.




В первые же дни фашисты уничтожили 34 тысячи евреев, в последующие - еще 17 тысяч. Полное истребление киевских евреев в такой короткий срок было бы невозможно без коллаборационизма их сограждан. Людей выдавали их соседи, коллеги, знакомые. Иногда шантажировали, вымогая ценности, а потом выдавали все равно. К тому же за укрывательство евреев немцы грозили смертной казнью.




Советское правительство, составляя руководство по эвакуации предупреждало об особой опасности, грозившей евреям. Но многие не хотели покидать дома, считая немцев более «культурной нацией» чем русские. К советскому правительству значительная часть еврейского населения Киева симпатий не испытывала.


Были и случаи счастливых спасений, благодаря киевлянам, которые ценой своей жизни спасали евреев и их детей. Одному еврейскому подростку удалось выжить, потому что его соседка надела на него крестик. Этот крестик мальчик показал немецкому солдату и зарыдал, что он не еврей, а украинец. Солдат приказал ему собирать деньги, валявшиеся на земле, а затем привезли в Киев и отпустили (без денег конечно). Было и еще несколько подобных случаев, когда евреев спасали фамилии в документах и знание русского или украинского.

За два дня 29-го и 30-го сентября 1941 года зондеркоманда «4а» под командованием штандартенфюрера Пауля Блобеля при участии двух команд полицейского полка «Юг» и украинской вспомогательной полиции расстреляли в этом овраге 33 771 человека (без учета малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали).

Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1 и 2 октября, 8 октября и 11 октября 1941. Расстрелы в Бабьем Яру продолжались несколько лет. Рядом был построен концлагерь, куда отправляли всех: и военных, и мирных жителей. Заключенные должны были выкапывать тела жертв и сжигать их.

Президент Совета национальных обществ Украины, президент Еврейского совета Украины, председатель фондов «Память жертв фашизма в Украине», «Память Бабьего Яра», фонда Шолом-Алейхема И. Левитас отметил, что "повсеместно тиражируемая информация о том, что в Бабьем Яру расстреляли известную украинскую поэтессу Елену Телигу и других националистов - миф". Их расстреляли в гестапо (где ныне СБУ).




Через два года после первого расстрела евреев, 29 сентября 1943 г., вспыхнуло восстание занятых на работах у печей 329 заключённых-смертников. Они поняли что расстреляют и их. 18 человек смогли спастись и после войны они давали показания в Нюрнберге.

Кроме евреев в Бабьем Яру расстреливались и советские военнопленные и мирные жители за какие-то нарушения. Здесь были расстреляны три футболиста киевского «Динамо», участников «Матча смерти»: Трусевич, Кузьменко и Клименко. Однако их гибель не была связана с игрой. Сам «Матч смерти» это красивая легенда, которая должна была показать пример сопротивления украинского населения фашизму. Там же убивали и представителей других национальностей, ненавидимых фашистами-караимов - цыган. Было расстреляно пять цыганских таборов.




В Бабьем Яру создавался экспериментальный мыловаренный завод для выработки мыла из убитых, но достроить его немцы не успели.

После войны После войны руководители расстрелов попали под трибунал. Начальник зондеркоманды Пауль Блобер был повешен. Военный комендант Киева Курт Эберхарт покончил с собой в американском плену. Начальник полиции Андрей Орлик был убит неизвестными еще в 1942 г.

Попав впервые в Бабий Яр в 1961 году вместе с писателем Анатолием Кузнецовым, Евтушенко был потрясён отсутствием какого-либо памятника погибшим. Более того, на месте массовых расстрелов была свалка. "... я увидел самую обыкновенную свалку... дурнопахнущего мусора. И это на том месте, где в земле лежали десятки тысяч ни в чём неповинных людей, детей, стариков, женщин. На наших глазах подъезжали грузовики и сваливали на то место, где лежали эти жертвы, всё новые и новые кучи мусора". Это зрелище так подействовало на поэта, что он написал поэму за несколько часов, сидя в гостинице. Она начиналось словами "Над Бабьим Яром памятников нет..." Поэма была опубликована в «Литературной газете». Перед публикацией главный редактор Валерий Косолапов сказал его уволят, но принял положительное решение. Никита Хрущёв публично обвинил Евтушенко в политической незрелости и незнании исторических фактов, а главный редактор и правда был уволен. Позже поэма была переведена на 72 языка, но публичное чтение поэмы запрещалось в Киеве до начала перестройки в СССР.

Впрочем, на мой взгляд, прочитав поэму Евтушенко можно решить что евреев расстреляли русские, о фашизме в ней ни слова...

Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас - я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне - следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус - это я.
Мещанство - мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется - я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
«Бей жидов, спасай Россию!»-
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! -
Я знаю - ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя «Союзом русского народа»!
Мне кажется -
я - это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо, чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много -
это нежно друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся - это гулы
самой весны - она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет - это ледоход...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я - каждый здесь расстрелянный старик.
Я - каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
«Интернационал»
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому - я настоящий русский!




Сейчас в Бабьем Яру стоят памятники и памятные знаки. Созданы планы строительства мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»...

Инфа и фото (С) интернет

календарь, трагедия, ВОВ

Previous post Next post
Up