Эта занятная история произошла во времена Александра II...
В мансарде Зимнего дворца доживала свои дни фрейлина Елизаветы Алексеевны княжна Варвара Михайловна Волконская, забытый обломок двора Александра I. Когда-то в неосвещённом коридоре Царскосельского дворца её страстно поцеловал юный Пушкин, перепутав в темноте с горничной Наташей. Оскорблённая Варвара Михайловна пожаловалась императору, и нашего великого поэта могли высечь, если бы не заступничество Энгельгардта. Рассерженный хамоватый отрок тут же написал едкую эпиграмму в своем фирменном стиле, обгадив сразу двух женщин. В вольном переводе с французского она звучит так: Сударыня, Вас очень легко принять за кого угодно: старую сводню или мартышку, но за прекрасную шлюху - никогда!
... Княжна Волконская так и осталась бы в истории смешной старой девой, которую поцеловать можно только в темноте и по ошибке, если бы не свидетельство другой фрейлины, дочери другого великого поэта - Анны Тютчевой. Надо сказать о Варваре Михайловне доброе слово - пусть восторжествует справедливость.
Тютчева заметила никому не интересную старушку в дворцовой церкви. Та ежедневно являлась к обедне и усердно молилась. Удивившись её ревностному религиозному чувству, столь редкому в свете, Тютчева познакомилась с Волконской поближе.
Оказалось, что в далёком 1812 году, когда всё русское дворянство жертвовало деньги на оборону страны, Варвара Михайловна, жившая на небольшое жалованье фрейлины и не имевшая средств, чтобы помочь России победить Наполеона, дала обет не пропускать ни одной обедни до конца своей жизни ради победы. Волконская свой обет исполнила.
В последний раз, уже парализованную, её принесли к обедне в первый день Рождества 1860 года. Во время торжественного молебна, ежегодно справляемого после обедни в воспоминание о победе над французами, под звон колоколов и радостные песнопения, старушка тихо отдала Богу свою немудрёную, но прекрасную душу...
(С) Байки Питера