Елизавета Петровна познакомилась с французским посланником Шетарди будучи цесаревной.
Маркиз де ла Шетарди снабжал Елизавету деньгами, поддерживал её честолюбивые устремления, подстрекал к свержению Анны Леопольдовны, и даже мнил себя в руководителях заговора. Помните в "Гардемаринах вперед"? ))) Там он был начальником Боярского )))
Но вернемся к нашей истории.
Переворот случился без участия «главного заговорщика». Ноябрьской ночью 1741 года его разбудили грубые крики солдат. Шетарди решил, что разоблачён и, умирая от страха, уже собирался в Сибирь «березки считать», как выяснилось, что тревога - ложная: солдаты направлялись арестовывать Остермана и перепутали двери...
К власти пришла Елизавета, и прыткий французский посланник почувствовал себя на коне: с удвоенным энтузиазмом продолжал вмешиваться в русскую политику и всячески пытался спихнуть канцлера Бестужева.
Елизавета охотно слушала Шетарди, называла его «партикулярным другом», была к нему милостива, но ничего не меняла, а Бестужев по-прежнему оставался на своем посту.
Шетарди сердился, жаловался в письмах французскому королю, и, описывая петербургский двор и царицу, не стеснялся в выражениях. Без сомнения, чтение было для короля чрезвычайно занятным. Но беда в том, что эти письма читал не один король.
Хитрый канцлер прекрасно наладил перлюстрацию и аккуратно выписывал самые смачные выражения. Когда их накопилось изрядно, дело оставалось за малым - дать прочесть императрице...
Это было непросто, Елизавету годами приходилось упрашивать вникнуть какое-либо дело. Но в извивах царской души Бестужев разбирался не хуже, чем повар в картошке.
Он пошел на хитрость... аккуратно сложил выписки в конверт и написал на нём:
«Ея величеству не только наисекретнейшего и важнейшего, но и весьма ужасного содержания».
Любопытная Елизавета немедленно вскрыла конверт, прочла, а по прочтении, пришла в неописуемый гнев. И так мешавший Бестужеву маркиз де ла Шетарди вылетел из Петербурга, как пробка из бутылки...
(С) Байки Питера