В этот день в 1983 году, с целью бегства из СССР был захвачен самолёт Ту-134.
террористами была устроена настоящая бойна в самолете и перестрелка с экипажем. Идейным вдохновителем угона был грузинский священнослужитель Теймураз Чихладзе. Именно он подсказал посещавшим его церковь прихожанам из числа группы грузинской «золотой молодёжи» идею побега на Запад с оружием в руках...
По первоначальному плану пистолеты и гранаты в самолёт должен был пронести сам Чихладзе под своей рясой, но у него неожиданно появилась возможность выехать за рубеж по церковной линии, и он стал тянуть с принятием окончательного решения о захвате самолета. Поэтому в день угона священника с собой террористы не взяли.
Духовный наставник террористов и один из его подопечных в заключении.
В состав террористической группы вошли 7 человек. Лидер - Иосиф Константинович Церетели, 1958 г. р., художник студии «Грузия-фильм», окончил Тбилисскую Академию Художеств. Отец - член-корреспондент АН Грузинской ССР, профессор Тбилисского государственного университета Константин Церетели. Кому он был нужен за бугром и чем он там собирался заниматься сказать сложно. Но в СССР он как сыр в масле катался, впрочем, не только он, но и все остальные.
Каха Важович Ивериели, 1957 г. р., ординатор кафедры госпитальной хирургии Тбилисского медицинского института, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Давид Ражденович Микаберидзе, 1958 г. р., студент четвёртого курса Тбилисской академии художеств. Отец - Ражден Микаберидзе, управляющий строительным трестом «Интуриста».
Паата Важович Ивериели, 1953 г. р., врач, окончил Московский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. Брат Кахи Ивериели.
Гега (Герман) Михайлович Кобахидзе, 1962 г. р., актёр киностудии «Грузия-фильм». Отец - кинорежиссёр Михаил Кобахидзе, мать - актриса.
Тинатин Владимировна Петвиашвили, 1964 г. р., студентка 3-го курса архитектурного факультета Академии художеств, родственница секретаря ЦК Компартии Грузии.
Григорий Теймуразович Табидзе, 1951 г. р., безработный. Наркоман, был трижды судим за грабёж, угон машины, злостное хулиганство. Отец - директор проектного бюро Госкомпрофтехобразования. Мать - педагог... судя по всему - хреновый.
Некоторые из них ранее выезжали за границу по туристическим путёвкам и могли бы эмигрировать таким способом. Однако преступниками двигала жажда славы и желание быть встреченными за границей в качестве идейных борцов с советским режимом.
На суде они заявили:
"Когда отец и сын Бразинскасы улетели с шумом, со стрельбой, стюардессу Надю Курченко убили, так их там в почётные академики приняли, невольниками совести нарекли, из Турции в США переправили. Чем мы хуже?"
Пользуясь связями на киностудии «Грузия-фильм», преступники просмотрели на закрытом показе снятый незадолго до описываемых событий по заказу Министерства гражданской авиации СССР учебный фильм «Набат». Впоследствии многие действия угонщиков были заимствованы из данного фильма. Накануне Герман Кобахидзе и Тинатин Петвиашвили сыграли свадьбу. В числе прочих гостей на неё также была приглашена их случайная знакомая Анна Варсимашвили, работавшая в день угона сменной дежурной международного сектора аэропорта. Добившись её расположения, террористы получили возможность без досмотра пронести на борт самолёта оружие (она полагала что проносит спиртное которое взяли в свадебное путешествие). Арсенал угонщиков состоял из двух пистолетов ТТ, двух револьверов системы "Наган", и двух ручных гранат (в ходе следствия выяснилось, что гранаты были учебными с вставленными в них боевыми запалами, о чём преступники не знали).
Поженившиеся накануне Тинатин Петвиашвили и Гега Кобахидзе. Фото (С) «Спецназ России»
В тот день дневным рейсом в Батуми должен был лететь самолёт Як-40, который и рассчитывали захватить террористы. Однако из-за уменьшения пассажиропотока пассажиров данного рейса посадили на рейс № 6833 Грузинского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Тбилиси - Батуми - Киев - Ленинград, который выполнялся на самолёте Ту-134А.
В 15:43 самолет вылетел из Тбилисского аэропорта. На борту находились 57 пассажиров (включая террористов) и 7 членов экипажа.
Вскоре самолёт должен был произвести снижение для посадки в Батуми. Этот момент был выбран террористами как точка максимального приближения к советско-турецкой границе. Однако из-за сильного бокового ветра диспетчер дал команду экипажу возвращаться на запасной аэродром (в Тбилиси), чего не знали угонщики.
В 16:13 преступники начали захват самолёта. Они взяли в заложники стюардессу Валентину Крутикову и направились в сторону пилотской кабины. Остальные террористы начали стрельбу в тех, кто по их мнению походил на представителей службы авиационной безопасности. Было убит один и тяжело ранены два пассажира которые, никакого отношения к правоохранительным органам не имели.
Заставив Крутикову попросить пилотов открыть дверь, угонщики ворвались в кабину и, угрожая пистолетами, потребовали изменить курс и лететь в Турцию. В открывшего дверь в кабины Шабартяна выстрелили пять раз (но умудрились не убить, хотя попали в голову и шею). Штурман Гасоян, воспользовавшись тем, что преступники не заметили его на закрытом шторкой штурманском месте, открыл огонь из пистолета, в результате которого был убит Табидзе и тяжело ранен Церетели. Оставшиеся преступники отошли от кабины, где к стрельбе по ним присоединился командир судна Гардапхадзе, ранив обоих братьев Ивериели.
Кадр из фильма «Заложники».
Пилотировавший самолёт Габараев (он и Гардапхадзе были также ранены в ходе перестрелки) начал резкие манёвры в воздухе по курсу и по высоте, чтобы сбить с ног преступников. В результате нагрузка на несущие конструкции самолета в три раза превысила допустимую, перегрузки достигали соответственно +3.15 и −0.6G. Маневры сбили угонщиков с ног. Воспользовавшись заминкой, штурман смог затащить Шарбатяна в кабину, а стюардесса, оттащив труп убитого террориста, помогла запереть дверь в пилотскую кабину. Командир передал на землю сигнал тревоги и начал возврат в Тбилиси. Произведя ещё несколько выстрелов, но так и не сумев открыть бронированную дверь, террористы устроили в салоне кровавую бойню: убили пассажира Абояна, ранили своих знакомых Меливу и Шалуташвили, пассажиров И. Киладзе, И. Инаишвили, И. Кундеренко, издевались над бортпроводницами. По внутренней связи угонщики ещё раз передали требования следовать за границу. Однако, воспользовавшись плохой погодой и наступившими сумерками, в 17:20 экипаж сумел посадить захваченный лайнер в тбилисском аэропорту.
В аэропорту был введён оперативный план «Набат». Самолёт, отогнанный на дальнюю стоянку, оцепили военные. Ирина Химич ещё на пробежке после посадки открыла багажный люк и выпрыгнула на ВПП. Валентина Крутикова, помогавшая открыть аварийный люк, не успела выпрыгнуть и была убита. Террорист Микаберидзе, увидев что самолёт приземлился в СССР, а не за границей, совершил самоубийство.
Находившийся рядом с самолетом молодой военнослужащий, увидев убийство девушки, выбежал на ВПП и побежал по взлетной полосе. Приняв его за террориста, оцепление открыло огонь, полагая, что убегает террорист. Очереди прошлись и по самолёту, всего борт получил 63 пулевых попадания. Только чудом в результате этой стрельбы никто не пострадал.
Угонщики выдвинули требования - дозаправка и беспрепятственный вылет в Турцию, иначе угрожали взорвать самолёт. В ходе переговоров ещё одному заложнику удалось бежать, при этом он сломал ногу. В аэропорт срочно прибыли первый секретарь ЦК Компартии Грузии Эдуард Шеварднадзе, председатель комитета госбезопасности Грузии, министр внутренних дел Гурам Гветадзе и генеральный прокурор республики. В аэропорт привезли родителей захватчиков, чтобы убедить их сдаться без дальнейшего кровопролития. Террористы не захотели их выслушать, передав по радио, что если те приблизятся, то самолет будет взорван вместе с пассажирами.
Поздним вечером в аэропорту приземлился специальный рейс с сотрудниками группы «Альфа» КГБ СССР. Пилоты покинули кабину через форточку, однако вытащить раненого Шарбатяна им не удалось, он скончался через несколько часов. Под предлогом технического обслуживания c самолёта было слито топливо и произведены приготовления к штурму.
Бандиты то грозились убивать по одному пассажиру каждые пять минут, то обещали взорвать сразу весь самолет, то угрожали на глазах у матери отрезать ее ребенку уши, а затем и убить полуторагодовалого ребенка. Все 14 часов, которые продолжалась изматывающая трагедия, людям не разрешали пить, есть, пользоваться туалетом. На все увещевания и мольбы был один ответ - все равно вы скоро умрете.
В 6:55 наконец поступило разрешение на штурм... с целью дезориентации преступников вокруг самолета выключили прожекторы. Далее последовали свето-шумовые гранаты. И команда Альфа пошла вперед с свух сторон самолета.
Операция по обезвреживанию террористов длилась восемь минут, при этом никто не пострадал, включая террористов. Один из террористов пытался притвориться мертвым, а затем взорвать самолет, но его подвел дрогнувший под светом фонарика глаз.
В результате неудавшегося угона погибли семь человек: два члена экипажа и бортпроводница, двое пассажиров и двое террористов; 10 пассажиров и членов экипажа, а также двое террористов получили ранения. Получив тяжёлые ранения, остались инвалидами штурман Плотко и бортпроводница Ирина Химич. Самолёт Ту-134 получил критические повреждения и был списан. Ахматгеру Гардапхадзе и Владимиру Гасояну было присвоено звание Героев Советского Союза, остальные члены экипажа были награждены государственными наградами.
Верховный суд Грузинской ССР приговорил к смертной казни Теймураза Чихладзе, Каху и Паату Ивериели, Германа Кобахидзе. Тинатин Петвиашвили получила 14 лет лишения свободы. Анну Варсимашвили признали виновной в пособничестве террористам и приговорили к 3 годам условно.
Во времена независимости Грузии грузинскими националистами предпринимались попытки оправдать действия угонщиков борьбой с советским режимом. Материалы уголовного дела в начале 1990-х годов сгорели вместе со многими другими документами во время пожара в архиве местного управления госбезопасности. В авиагородке Тбилиси вандалами был осквернён памятный камень с фамилиями погибших лётчиков Шарбатяна, Чедия и бортпроводницы Крутиковой. Тинатин Петвиашвили была амнистирована в 1991 году указом Звиада Гамсахурдия и вышла на свободу досрочно.
Попытки перелететь через "железный занавес". Угоны гражданских самолетов из СССР Инфа и фото (С) интернет. Основа Вики и др.
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=8809http://diletant.media/articles/36707390/?sphrase_id=4965977http://chert-poberi.ru/interestnoe