Учения с реальным ядерным взрывом. Операция «Снежок»

Sep 14, 2017 11:00




В   9 часов 33 минуты 14 сентября 1954 года в Оренбургской области прогремел ядерный взрыв.
А затем в атаку пошли советские войска группы "Восток". Через зону взрыва, через дымящуюся степь, мимо горящих в атомном пожаре лесов и снесенных взрывом деревень пошли . С другой стороны взрыва в обороне располагались войска группы "Запад". Снарядов и бомб в тот день было выпущено больше, чем при штурме Берлина. Самолеты в радиоактивной пыли проходили мимо ножки ядерного гриба в 10 км от эпицентра... о том как это было читайте под КАТ...




Главными инициаторами проведения подобного эксперимента считают Бориса Ванникова, руководившего программой создания и производства ядерного оружия, и маршала Советского Союза Александра Василевского - первого заместителя министра обороны СССР.

Перед учениями, со всех участников была взята подписка о неразглашении государственной и военной тайны сроком на 25 лет.
Сначала общевойсковые учения с реальным ядерным взрывом планировалось провести на ракетном полигоне Капустин Яр, но затем место учений перенесли на Тоцкий полигон из-за сходства ландшафта с западноевропейским. Он был лучше и по условиям обеспечения безопасности.




Палаточные лагеря участников учений растянулся на 42 километра. На учения прибыли представители 212 частей - 45 тысяч военнослужащих: 39 тысяч солдат, сержантов и старшин, 6 тысяч офицеров, генералов и маршалов. В зоне поражения находилось около 10 тысяч мирных жителей.

Подготовка к учениям длилась три месяца. К концу лета полигон был буквально испещрен десятками тысяч километров окопов, траншей и противотанковых рвов. Построили сотни дотов, дзотов, блиндажей, вкопали технику и танки. Окопы и блиндажи накрывали бревнами в несколько накатов, тщательно обмазывая выступающие деревянные части желтой глиной, что бы они не загорелись от светового излучения. На земле у эпицентра привязали овец, собак, лошадей и телят. Люди находились рядом, но в укрытии.


Офицерам показали секретный фильм о действии ядерного оружия. Для этого был построен специальный кинопавильон, в который пропускали лишь по списку и удостоверению личности в присутствии командира полка и представителя КГБ. Тогда же мы услышали: «Вам выпала великая честь - впервые в мире действовать в реальных условия применения ядерной бомбы».

Крест на который летчики тренировались сбрасывать макет бомбы.




В 15 км от эпицентра уже находились гражданские лица, которых не эвакуировали из сел и деревень.


Учения были подготовлены и проведены под руководством маршала Жукова, однако Жуков присутствовал только на «репетиции» учений, во время самих учений он на полигоне не присутствовал.

В ходе учений бомбардировщик Ту-4 сбросил с высоты 8000 м ядерную бомбу РДС-2 мощностью 38 килотонн в тротиловом эквиваленте, в 9 часов 34 минуты был осуществлён воздушный взрыв на высоте 350 метров в точке с координатами 52°38′40.99″N 52°48′16.05″E. После некоторого периода выжидания и дозиметрического контроля (примерно через 3 часа после взрыва) были подорваны два имитатора ядерных зарядов, и началась атака 600 танков, 600 БТРов и 320 самолётов. Все они прошли через заражённую территорию.

Рассказывает Николай Пильщиков: "Во время взрыва, несмотря на закрытые траншеи и блиндажи, где мы находились, туда проник яркий свет, через несколько секунд мы услышали звук в форме резкого грозового разряда. Через 3 часа был получен сигнал атаки. Я со своим батальоном на бронетранспортере проследовал в 600 м от эпицентра взрыва на скорости 16-18 км/ч. Увидел сожженный от корня до верхушки лес, покореженные колонны техники, обгоревших животных». В самом эпицентре - в радиусе 300 м - не осталось ни одного столетнего дуба, все сгорело... Техника в километре от взрыва была вдавлена в землю..."




"На крышу нашего блиндажа (восемь перекрытий!) мы закатили двадцатипудовый камень. Сдуло, как пушинку, мы его так и не нашли. Какая у нас была защита? Трусы, майка, нательное белье, хэбэ, противоипритный костюм, очки, сквозь которые солнце виделось тусклой лампой" - Владимир Бенцианов.

"Долину, в полутора километрах от которой находился эпицентр взрыва, мы пересекали в противогазах, - вспоминает Казанов. - Краем глаза успели заметить, как горят поршневые самолеты, автомобили и штабные машины, везде валялись останки коров и овец. Земля напоминала шлак и некую чудовищно взбитую консистенцию. Местность после взрыва трудно было узнать: дымилась трава, бегали опаленные перепелки, кустарник и перелески исчезли. Меня окружали голые, дымящиеся холмы. Стояла сплошная черная стена из дыма и пыли, смрада и гари. Сохло и першило в горле, в ушах стоял звон и шум..."

"После учений мы прошли лишь дозиметрический контроль, - вспоминает Николай Пильщиков. - Гораздо большее внимание специалисты уделили выданному нам в день учений сухому пайку, завернутому почти в двухсантиметровый слой резины... Его тут же забрали на исследование. На следующий день всех солдат и офицеров перевели на обычный рацион питания. Деликатесы исчезли".



Маршал инженерных войск Алексей Прошляков руководил фортификационными работами во время учений на Тоцком полигоне / ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного.

Не смотря на запрет, жители окрестных сгоревших деревень по бревнышку перетащили выстроенные для них новые дома на старые - обжитые и уже зараженные - места, собрали на полях радиоактивное зерно, запеченную в земле картошку. И еще долго старожилы Богдановки, Федоровки и села Сорочинского помнили странное свечение дров. Поленницы, сложенные из обуглившихся в районе взрыва деревьев, светились в темноте зеленоватым огнем.




Большинство из оставшихся в живых участников тех событий, в отличие от «чернобыльцев», не пользовались льготами. Лишь постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2123-1 участники Тоцких учений были отнесены к ветеранам подразделений особого риска подпункт «а» с предоставлением соответствующих выплат и льгот. Но этой маленькой справедливости дожили не все. Из числа принимавших участие в Тоцких учениях на то время в живых оставалось менее 2 тысяч.

Уже слышу возмущение общественности. Но вы думаете В США, на западе или в Англии дела с выплатами и защитой военнослужащих были лучше? В период с 1952 по 1962 годы более 21000 английских военнослужащих получили различные дозы радиационного облучения во время испытаний ядерного оружия и пока им добиться выплат еще не удалось.

Франция осуществила свой первый ядерный взрыв 13 февраля 1960 года на полигоне Регган на территории Алжира. А уже четвертое по счету ядерное испытание, которое состоялось 25 апреля 1961 года, было проведено специально для изучения воздействия ядерного оружия на человека. На полигон были отправлены призывники - по существу, в качестве подопытных кроликов, хотя необходимости в этом не было. Тогда уже даже в открытой печати появлялись данные как именно ядерный взрыв влияет на организм человека. И американцы могли вполне передать. Пехотинцы получили приказ через 45 минут после взрыва приблизиться на расстояние нескольких сот метров к его эпицентру и окопаться там в течение 45 минут. На них была только стандартная для пустыни полевая униформа, даже без противогазов, которые были на наших военнослужащих во время Тоцких учений.

Инфа и фото (С) интернет. Основа:
https://armyman.info/istoriya/36590-tockie-voyskovye-ucheniya-s-yadernym-oruzhiem.html
https://ru.wikipedia.org

календарь, битвы, армия, история

Previous post Next post
Up