22 танка в одном бою. Подвиг 20 августа, который вошел в историю

Aug 20, 2017 14:50




В 1941 году в этот день командир танка КВ-1 Зиновий Григорьевич Колобанов уничтожил 22 танка в одном бою.
Это произошло под Войсковицами под Гатчиной. В начале войны Колобанов командовал ротой тяжелых танков КВ-1. Он хорошо знал тактику боя и сильную сторону КВ-1, чью броню в начале войны просто не брало ни одно немецкое орудие. Кстати, посмотрите на это лицо. Никого не напоминает?




22 танка... и Колобанов - один из самых успешных советских танковых асов Второй мировой войны. Надо сказать успех был и его подчиненных. Всего полуротой под его командованием (5 тяжёлых танков КВ-1), совместно с курсантами пограничного училища и ополченцами Ленинграда в этот день в том же районе было подбито 43 немецких танка из 1-й, 6-й и 8-й танковых дивизий, проводивших 20 августа 1941 года смену своих позиций для приостановки наступления на Ленинград и окружения Лужской группировки советских войск.



К началу войны Колобанов был уже опытным офицером и командиром. Его чудом не репрессировали. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 годов. Прошёл от границы до Выборга, трижды горел. За прорыв линии Маннергейма Колобанов получил орден Ленина (по некоторым данным даже Золотую Звезду Героя, что не подтверждается архивами). Ему присвоили внеочередное звание капитана, но за братание его подчинённых с финскими военнослужащими после подписания Московского мирного договора от 12 марта 1940 года был лишён и звания, и наград.

В Великую отечественную войну он начал новую карьеру и рост по служебной лестнице.

Начало войны для танкистов было временем потерь. Нередко фашисту попадали целые танковые подразделения по причине отсутствия топлива или боеприпасов. Наши в то время перешли к тактике танковых зазад. Это когда один или два танка вкапывались на перекрестках дорог, забивались боеприпасами как только можно и оживали при подходе немецких колонн, расстреливая их в упор. Это были экипажи-камикадзе, потому что остаться в живых у них практически не было, но урон они наносили серьезный. Надо признать - именно этот тяжелый танк срочно принятый на вооружение Красной армии и спас страну от фашистов. Этот танк был идеальным оружием засады и мог сдержать крупные подразделения фашистов. До смешного крупные, просто до неприличия крупные! Есть воспоминания немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса, как один танк КВ-1 в Прибалтике держал немецкую дивизию!!! которая не могла прийти на выручку своим. Держал ДВА ДНЯ дорогу и мост в заболоченной местности. Этот случай настолько потряс фашисткого генерала, что он вспоминал о нем не раз. Читайте третий случай этого поста - Подвиги и курьезы на войне



К сожалению, у советской армии в 1941 году было недостаточно танков "КВ", чтобы остановить стремительное продвижение вермахта в глубь страны. Немцы очень уважали советские тяжелые танки. Танки в хорошем состоянии они не подрывали, а слегка модернизировали, рисовали на них кресты, пересаживали свой экипаж и отправляли в бой, только теперь уже за Германию.



По некоторым данным в начальный период войны немцам досталось в исправном состоянии до 1100 танков Т-26, около 500 танков БТ (всех модификаций), более 40 танков Т-28 и более 150 танков Т-34 и КВ. Все они использовались в боях против Красной армии. Но мы немного оторвались от подвига Колобанова.



офицер верно оценил вероятные пути движения немецких войск. Два танка он направил на лужскую дорогу, два - на кингисеппскую, а сам занял позицию на приморской дороге. Место для танковой засады было выбрано таким образом, чтобы прикрыть сразу два возможных направления: противник мог выйти на дорогу на Мариенбург по дороге от Войсковиц, либо по дороге от Сяськелево. Поэтому танковый окоп для тяжелого танка КВ-1 № 864 старшего лейтенанта З. Г. Колобанова был устроен всего в 300 метрах напротив Т-образного перекрёстка («Ориентир № 2») с таким расчётом, чтобы вести огонь «в лоб», если танки пойдут по первому маршруту. С обеих сторон от дороги находился болотистый луг, затруднявший манёвр немецкой бронетехнике.




На следующий день 20 августа 1941 года, после полудня, экипажи лейтенанта М. И. Евдокименко и младшего лейтенанта И. А. Дегтяря первыми встретили немецкую танковую колонну на Лужском шоссе, записав на свой счёт пять танков и три бронетранспортёра противника. Затем около 14:00 после безрезультатно завершившейся авиаразведки по приморской дороге на совхоз Войсковицы проследовали немецкие разведчики-мотоциклисты, которых экипаж З. Г. Колобанова беспрепятственно пропустил, дождавшись подхода основных сил противника. В колонне двигались лёгкие танки (предположительно Pz.Kpfw.35(t) немецкой 6-й танковой дивизии (в других источниках также называются 1-яили 8-я танковые дивизии).

Выждав, пока головной танк колонны поравнялся с двумя берёзами на дороге («Ориентир № 1»), З. Г. Колобанов начал их уничтожать. Командир орудия Усов А. М., был участником войны в Польше и Финляндии. После трех выстрелов три головных немецких танка загорелись, перекрыв дорогу. Затем Усов перенес огонь на хвост и танки встали плотно, не имея возможности для маневра. Тогда пришла очередь центра колонны («Ориентир № 2»).

На узкой дороге, по обеим сторонам которой находилось болото, образовалась давка: машины, продолжая движение, натыкались друг на друга, съезжали на обочину и попадали в болото, где полностью теряли подвижность и могли только вести огонь из башен. В горевших танках противника начал рваться боекомплект. Немецкие танкисты вели ответный огонь, даже все завязшие в болоте танки противника пришлось подавлять огнём. В башню танка Колобанова попали 114 немецких снарядов. Но броня башни КВ зарекомендовала себя с самой лучшей стороны. За 30 минут боя экипаж З. Г. Колобанова подбил все 22 танка в колонне. Из двойного боекомплекта было израсходовано 98 бронебойных снарядов, при этом сохранив танк КВ.



Увы, в следующем бою у танка заклинило башню. Фашисты позже нашли способ борьбы с КВ. Они ставили "шилки" на прямую наводку и долбя броню в одной точке, заклинивали башню танка... после этого экипаж был вынужден сам подрывать машины.

7 сентября генерал-майор Эрхард Раус (нем. Erhard Raus) назначен временным командиром дивизии вместо генерал-майора Франца Ландграфа. Скорее всего смена командира дивизии была вызвана результатами этого боя, а этот день стал таким позорным пятном для 6-й германской танковой дивизии, что во всех мемуарах события этого дня обходятся стороной )))))

Зиновий Григорьевич прошел всю войну, затем служил в ГСВГ, уволился в запас подполковником. Работал на Минском автозаводе сначала мастером ОТК, затем контролёром ОТК, имел звание «Ударник коммунистического труда».

Умер 8 августа 1994 года в Минске. Похоронен на Чижовском кладбище, участок номер 8/1г.




Инфа и фото (С) интернет. Основа Вики.
Другие посты о Великой Отечественной войне и подвиге советских солдат

календарь, подвиг, ВОВ

Previous post Next post
Up