Переезд был целой операцией, так как поезд хотели взорвать многие...
Обстановка в Петрограде была сложной. Все силы белогвардейцев и иностранных разведок были направлены на царскую столицу и работать здесь новому правительству становилось небезопасно...
После того как Советской власти с громадным напряжением удалось отбить наступление немцев на Петроград через Псков, был организован Высший Военный Совет, в обязанность которого было вменено устройство завесы по нашим границам против внешнего врага, в правительстве возник вопрос, где быть столице нового Советского государства.
Тайная подготовка к переезду началась еще в феврале. В марте, на закрытом заседании Совнаркома Владимир Ильич секретно сообщил всем собравшимся народным комиссарам о решении переезда правительства в Москву. Целесообразность его была ясна и все согласились с мнением Владимира Ильича. Всю организацию дела переезда Советского правительства из Петрограда в Москву, охрану его в пути, устройство в Москве Владимир Ильич лично возложил на В. Бонч-Бруевича.
Был распущен слух о подготовке переезда правительства на Волгу. Эсеры готовили подрыв поезда. Перед переездом в Петрограде был произведен ряд арестов. На железной дороге работало много эсеров и это создавало дополнительные сложности.
О конкретных сроках переезда в правительстве не знал никто кроме Ильича и самого организатора.
Было решено сформировать поезд тайно и двигаться без огней, пока состав не достигнет главных путей. Всю бригаду, начиная с машиниста, исподволь подбирали так, что вполне могли на нее положиться и надеяться.
В это время усиленно готовился отъезд членов ВЦИКа в Москву. Делалось это с особой шумихой. На вопросы, зачем едут члены ВЦИКа в Москву, мы рассказывали всем, что едут они делать доклады московским рабочим. Для делегатов ВЦИКа, среди которых было много крестьян, в том числе и эсеры, подали два состава «царских» поездов на Николаевский вокзал, причем эти поезда должны были отойти через двадцать минут, один за другим. Посадка была организована так, что во всех вагонах обоих поездов сидели депутаты всех партий, причем эсеров по большей части обязательно сажали в первые вагоны, надеясь на то что эсеры сами себя взрывать не захотят.
Перед отходом первого поезда привезли на автомобиле Председателя ВЦИКа тов. Я. М. Свердлова. Он прошел с охраной по всему составу, как бы знакомясь с расположением в нем депутатов. Публика, толпившаяся на вокзале, хорошо видела Свердлова, но когда он дошел до последнего вагона, нарочито не освещенного, ему предложили покинуть состав (чего он и сам не ожидал) и перейти во второй поезд. Все были уверены, что он уехал в первом, а на самом деле - со вторым поездом.
Девятого марта было отдано распоряжение приготовить два экстренных пассажирских поезда на Николаевском вокзале (ныне Московском) к отбытию 10 марта. В этих поездах планировали отправить работников комиссариатов, имущество Управления делами Совнаркома, служащих Управления и все необходимое, что нужно было в первые дни жизни правительства в Москве.
Поезда грузили открыто, не обращая ни на что внимания, т.к как Управление делами Совнаркома и комиссариаты тайно не перевезешь. По городу да и в Смольном стали говорить, что правительство уезжает с Николаевского вокзала.
Поздно вечером 9 марта 1918 года были вручены в запечатанных конвертах всем народным комиссарам и тем товарищам, которые должны были ехать в нашем правительственном поезде, секретные предписания о выезде. Вместе с правительством ехал и поэт Демьян Бедный.
Владимир Ильич Ленин выехал конспиративно и внезапно, по маршруту, находившемуся в стороне от главной магистрали обычного движения, и не уведомляя никого об отъезде.
Он подъехал к последнему поезду у Цветочной площадки, где охрана, освещая путь маленькими электрическими фонариками, проводили Владимира Ильича и его спутниц в предназначенный ему салон-вагон. Состав с Лениным шел без освещения. Не было света даже в вагоне Ленина. По просьбе Ленина ему включили лишь одну лампочку при наглухо задернутых тяжелых шторах. Как только поезд вышел на главные пути и пошел, усиливая ход, на Любань, поезд включил свет. Охраняли поезд латышские стрелки.
Ночью выяснилось, что поезд идет медленнее, чем полагается по расписанию. Оказалось, что после отправки первого поезда с Николаевского вокзала, между составами проскочил громадный товарный поезд, весь загруженный матросами, самовольно возвращавшимися из Петрограда на родину. Что матросы вооружены и что, несмотря на все заявления начальников станций, они не пропускают наш поезд, идут медленно и не дают разогнаться и ленинскому поезду. К раннему утру, вместо того, чтобы быть в Твери (ныне г. Калинин), ленинский состав был лишь только в Вишере.
Была дана команда задержать поезд с матросами в Вишере и поставить его не на главный путь, а на одном из смежных путей. Матросы восприняли это без восторга. На всякий случай в каждый вагон ленинского поезда поставили пулеметы и взяли на прицел поезд с матросами. В матросском поезде пулеметы заметили сразу и стали выскакивать из вагонов и прятаться по ту сторону поезда.
Поезд с беглыми матросами поставили на запасный путь в тупик, который сзади загрузили пустыми вагонами, разоружили и разрешили отправить его только через двадцать четыре часа, когда все правительственные поезда пройдут мимо.
Состав прибыл в Москву 11 марта 1918 г. Вечером, примерно в 20 часов.
Уже на следующий день было официально объявлено, что столицей новой большевистской России стала Москва.
Источник: "Воспоминания о Ленине" - ПЕРЕЕЗД СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ИЗ ПЕТРОГРАДА В МОСКВУ Автор: Бонч-Бруевич В.А.
Сайт:
http://leninism.su/memory