Давно я не публиковал мемуаров ))) поэтому пора исправить.
О службе на Дальнем Востоке в
Сковородино я уже писал. После увольнения пенсии у меня еще не было, не хватало двух лет и я думал дослужить, но потом. Сначала приехал в Питер, но своего жилья у меня не было, а жить с тетей я не планировал. Поэтому на гражданке я сразу озаботился главным. Работой?! Хе-хе... нет конечно, - продажей квартиры, полученной от Родины. Делал я ЕНТО долго и мучительно...
Счастье быть оквартиренным оказалось очень долговечным. Как выяснилось, получить квартиру было значительно легче, чем затем её продать. Я имел право на приватизацию, но не мог им воспользоваться (а значит и легально продать жилье). Имел право жить в любом месте нашей необъятной Родины, но должен был быть прописанным именно в Мулино (иначе терял прописку и квартиру). Имел семью, но не имел её, так как семья находилась в С-Петербурге, была там прописана и не могла город оставить (Аня потеряла бы хорошую работу и прописку в Питере, дети учились в школах, куда их дергать?). Замкнутый круг… пришлось ехать в Мулино и решать проблему, тем более что жить я там не собирался.
Квартиру доставшуюся от армии я не мог приватизировать по нескольким причинам. Квартира не являлась служебной, но её пиповскую (ПИП) оценку сделать было невозможно. Был указ самого президента РФ, о передаче городка гражданским, но для этого нужны были деньги, которых у армии не было.
Когда они появятся, никто не знал. Таким образом, городок не был ни военным, ни гражданским. Мотылялся, как нечто в проруби и любые легитимные действия с квартирой, сразу упирались в вышеперечисленную проблему.
Чиновников всё устраивало. Они глубоко, искренне и понимающе сочувствовали, но разводили руками. Предлагали подождать... пока в армии деньги появятся. Но особо обольщаться не советовали. Даже при поступлении денег, сразу же возникали следующие проблемы. Очередные. Правильно оформленных подземных коммуникаций городка не было. Оказалось, при строительстве их не удосужились оформить. Строительные фирмы менялись, документация терялась и т.п. Необходимо было проводить работы по их восстановлению. Без таких бумажек администрация брать городок на баланс отказывалась.
Немного фото мулинского городка. Это он на этапе строителсьства, еще без озеленения и детских площадок. О городке и службе там я уже писал -
Мемуары о жизни и службе. Мулино
В городке было все что нужно - от кочегарки, до дома офицеров. Прекрасная школа с большим бассейном, два детских садика с бассейнами, магазины, даже поликлинника - все новое, построенное финнами и заселенная семьями военных. Только вот работы для гражданского там не было. Совсем.
Пришлось чистить снег, помогать что-то строить. Временами денег оставалось только 10 руб, а жрать приходилось один хлеб с чаем. И тогда я шел в гости к старым армейским друзьям, которые норовили меня споить, а не накормить ))) мобильников тогда еще у народа не было. Я любил приходить за пол часа до их обычного возвращения со службы. Иногда прокатывало и их жены кормили меня ужином, пока я ожидал их мужей. В идеале мои бывшие сослуживцы на службе задерживались (что в армии обычное дело) и я уходил, обещая что завтра приду попозже (мобильников ещё не было)))))) но не наглел, приходил раз в месяц максимум ))
Квартира у меня была трехкомнатная. Два балкона и лоджия. Причем лоджия была размером с комнату. Примерно 16 кв м. Их сделали между домами (глухие стены двух домов соединили). Два туалета, кладовая комната. Комнаты со стеклопакетами, что тогда казалось чем-то запредельным. Ремонт делать было не нужно - и обои и отделка по высшему классу. Уже стояли тумбочки в ванных комнатах и небольшая встроенная кухня с большой столешницей, столом и стульями. На пенсии, для человека любящего рыбалку и охоту - идеальное место, где чистый воздух, красивые виды из окна. Возможность поставить машину на площадку у дома, Но мне хотелось жить в Питере.
Вид с балкона квартиры.
Самое поганое, что бросить всё и уехать в Питер я не мог. Для этого должен был бы выписаться из квартиры, а значит лишиться права на нее. В Мулино работы не было, а платить за хату приходилось в тройном размере (достаточно много), т.к. по местным законам я обладал огромной лишней площадью - жил в трехе один. Короче, кругом засада.
И справки. Всем организациям куда я обращался требовались разные справки, а мое личное дело с Дальнего Востока еще не пришло. К счастью я был ЗНШ (зам начальника штаба) и хорошо подготовился, взяв с собой пустые бланки с печатями и разными штампами на все случаи жизни, что помогло мне и сэкономило много времени. Так я предоставлял справки на все случаи жизни, даже давал ли я присягу другому государству ))) интересно, если бы давал, квартиру бы у меня забрали? Думаю нет, но зато от меня можно было бы отвязаться на определенное время )))
Казалось, что вариантов легально продать квартиру нет. Но выход всегда можно найти - пришлось искать альтернативные пути - фиктивно жениться на покупательнице, прописывать её в квартиру (благо официально я уже был разведен), а затем переводить на имя жены лицевой счет, т.е. делать ее ответственным квартиросъемщиком. Правда, сразу проявилось множество дополнительных проблем. Жениться на покупателе-мужчине я не мог (в Голландии было бы проще), да и желающих купить квартиру женщин, тем более через сомнительное замужество, также не наблюдалось.
Пока я искал такую желающую, жить было не на что... в результате я освоил много смежных профессий - дворника, разнорабочего, занимался озеленением дворов, делал ограждения газонов, носил рекламу, а по субботам и воскресениям ездил в Нижний Новогород и продавал монеты и боны в клубе коллекционеров. Благо были знания и цены на боны и старинные монеты в Питере были дешевле чем там.
После долгих мытарств с объявлениями, телефонными переговорами (в квартире телефона не было, мобильников тоже, приходилось ходить на переговорный пункт или к соседям) мне улыбнулась удача. Я нашел одинокую женщину желающую жить в Мулино (случай уникальный, т.к. все местные одинокие женщины мечтали из Мулино срыть)...
Да, я женился на ней (она была немного старше меня). И когда все формальности (как мне казалось) были уже позади, вмешался начальник КЭЧ. Он поздравил нас со свадьбой, пожелал счастья: "Типа совет да любовь... детишек побольше", но делать ответственной квартиросъемщицей мою жену в случае моей выписки, отказался. Мотивировал тем, что не хочет. Не видит причин... видимо очень хотел денег. От меня. За свою подпись в документе.
Я решил, как и футболист Евсеев: "Х... ВАМ!". И поехал в Москву на прием к начальнику КЭЧ округа. Благо, в Москве я мог остановиться у родителей.
В результате добился у начальника КЭЧ аудиенции. Был не понят и отправлен в другой конец города, к другому начальнику. Добился аудиенции и у него. Был не понят ещё больше и отправлен обратно, к прежнему начальнику. Добился аудиенции у прежнего. Тот сказал: "Нечего тому начальнику мне голову морочить. Это в его компетенции… пусть работает".
Я понял свои дальнейшие перспективы, взмолился и попросил их созвониться друг с другом. Генерал оценил мою циничную речь, наглое, но здравое предложение и созвонился. На следующий день тот начальник, который по телефону согласился мне помочь, ушел в отпуск, а его заместитель уехал в командировку. Классика жанра! Но я терпелив. Любые командировки заканчиваются.
Когда он вернулся, то попытался отправить меня опять… туда, где я уже был... к "прежнему начальнику". На его удивление я нагло отказался и показал бумаги оттуда. А затем дерзко зарисовал все свои мысли по поводу происходящего и не забыл ёмко охарактеризовать его прямого начальника и того начальника, у которого уже был неоднократно. Рассказал что уже записался на прием к заместителю Министра обороны и вообще не понимаю почему сложно поступить по закону, я ведь не прошу принять противоправных решений.
Заместитель частично согласился с оценками, проникся и позвонил. На том конце провода меня легко опознали (видимо своим обаянием удалось произвести неизгладимое впечатление). Дали какие-то советы. Очевидно, правильные, т.к. повесив трубку, заместитель сказал: "Короче... достал ты всех… ладно… зайди к секретарю, набросай документ... ну чего ты там просишь... а я подпишу. Только быстро".
Я набросал текст от имени начальника КЭЧ округа. В нем сквозило глубокое недовольство позицией начальника местного КЭЧ. Ему предлагалось ознакомиться с руководящими документами и выражались серьёзные сомнения в его профессиональной и юридической грамотности. Хорошо написал, но полковник все перечеркнул и набросал сам... пришлось мне перепечатывать. Главное, что давалось указание лицевой счет перевести на мою жену (с указанием имени и фамилии). Я поставил гербовую печать, зарегистрировал документ (для верности) и в тот же день убыл в Мулино. Вот долгожданный документ который я получил.
Интересно было видеть, как мы решали вопрос с ценой (конечно до того как сочетаться законным браком и пройти через все эти мытарства).
Сначала она назвала свою цену, а я свою. Затем мы оба долго смеялись, и после начали торговаться. После продажи квартиры, когда я наконец получил деньги, она написала мне расписку о том, что претензий от меня не имеет )))
4000 долларов США. Вот сумма за которую в то время можно было продать такую квартиру. В наши дни я наверное не стал бы терять год жизни из-за такой суммы - сдал бы квартиру государству и всё. Курам на смех. В 2015 году такая квартира в Мулино стоила уже около 2 миллионов рублей (знаю потому что друзья там остались).
Итог. Квартиру я продал, но проваландался с ней больше года. Работал, где придется. Периодически приезжал в Питер. Из плюсов - за время поиска покупателей смог не только выжить, но под конец раскрутился и даже смог скупить в окрестных поселках и деревнях немного интересных местных антикварных предметов себе в коллекцию и на продажу.
Ещё успел окончить годичные курсы повышения квалификации при Нижегородском государственном университете. Учился на менеджера. Чтобы времени зря не терять... такой вот был у меня жизненный квартирный опыт )))) который привел к женитьбе )))
Развелись мы примерно через пол года. Зимой. Это был не последний мой приезд в Мулино. Но об этом напишу позже.
Не дай Бог так продавать что-то... ))
Нижний Новгород ● обзорный пост