Допрос Бестужева... и слив своих Пестелем

Dec 27, 2016 11:41




Сразу же после восстания декабристов на Сенатской площади в Санкт -Петербурге начались аресты.
Поведение декабристов на следствии и суде, пожалуй, несколько роняет их в наших глазах. Героически держался М. Лунин, достойно вели себя И. Пущин, С. Муравьев-Апостол, Н. Бестужев, И. Якушкин, М. Орлов, А. Борисов, Н. Панов. Однако почти все остальные (не исключая Пестеля и Рылеева) раскаялись и дали откровенные показания, выдавая даже лиц, не раскрытых следствием: Трубецкой назвал 79 фамилий, Оболенский - 71, Бурцев - 67 и т. д...




Здесь, конечно, сказались объективные причины: "хрупкость" дворянской революционности, отсутствие опыта борьбы с карательной мощью самодержавия, дворянская мягкость, чинопочитание. Здесь проявились и субъективные качества таких разных людей, как, например, инстинктивно преданный чинопочитанию Трубецкой и дерзкий, независимый Лунин.

В состав Следственной комиссии по делу участников декабрьского восстания, в числе прочих входил генерал от кавалерии, знаменитый кутила Павел Васильевич Голенищев-Кутузов. Комиссия допрашивала декабриста Николая Александровича Бестужева, обвинявшегося, в частности, "в умысле предположенного цареубийства". Голенищев-Кутузов, взглянув на присутствовавшего великого князя Михаила Павловича, возмущенно спросил Бестужева:

- Скажите, капитан, как вы могли решиться на такое гнусное покушение?




Бестужев, отличавшийся хладнокровием и находчивостью, также взглянул на великого князя, потом перевел взгляд на Голенищева-Кутузова и с дерзкой улыбкой произнес:

- Я удивляюсь, что этот вопрос задаете мне вы...

Голенищев-Кутузов побледнел и смешался... Павел Васильевич был известен всему Петербургу не только своими кутежами, но и тем, что принимал деятельное участие в государственном перевороте и убийстве Павла I.

Неблаговидную роль сыграл во время следствия и П.И. Пестель, хотя именно Пестель был главной фигурой в Южном тайном обществе и втянул в него остальных. Сначала он от всего отпирался, но прижатый фактами стал давать обширные показания, в которых не щадил никого из товарищей. Единственное, что он долго старался скрыть - это собственное участие в планах цареубийства. Причем он не просто пытался отвести обвинение от себя, а решительно перекладывал его на других, что не дает ему чести...



Допрос Д.А. Щепина-Ростовского, снятый К.Ф. Толем вечером 14 декабря 1825 г

Николай I лично взял в свои руки следствие о заговоре декабристов, чтобы узнать самому лично цели и размах его. После первых же показаний ему стало ясно, что здесь не имеет место простой акт непослушания. Заговор не был измышлением каких-то доносчиков, - это была реальность. Цель заговора было уничтожение России такой, какой он себе ее представлял.

Николай испытывал удовольствие быть человеколюбивым. Он отказался признать вину, даже признанную - молодого князя Суворова, юнкера Лейб-Гвардейского Конного полка. “Суворов не в состоянии изменить своему Государю”. Он отправляет к матери поручика Коновницына, “чтобы она его высекла”.

Император даже лично допрашивал арестованных. Трубецкой описывал обстоятельства первого допроса и разговора с Николаем I. Он описал как император приказал ему написать жене, что он жив и здоров, и когда декабрист написал просто «я жив и здоров», царь велел приписать вверху «буду». Такое письмо, со вписанным над строкой словом «буду», существует...

Основа инфы (С) О.В. Эдельман. "Воспоминания декабристов о следствии", Борис Башилов. Как "рыцари свободы" вели себя во время следствия.

легенды Питера

Previous post Next post
Up