18 - летняя Зоя Космодемьянская добровольно вступила в специальный партизанский отряд.
Он действовавший по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении. В отряде девушка выполняла сложные и ответственные задания. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области в результате очередной партизанской вылазки, она сожгла несколько занятых врагом домов. Через два дня, ночью, при повторной попытке совершить поджоги ее схватил немецкий часовой...
Несмотря на жестокие пытки и истязания, Зоя не выдала военной тайны и не назвала местоположения партизанского отряда. В полдень 29 ноября 1941 года она была повешена фашистами.
По словам свидетелей, уже с эшафота девушка кричала согнанной на казнь кучке крестьян: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят».
Потом эта фраза станет известной на весь Советский Союз. За этот подвиг Зое Анатольевне Космодемьянской Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1942 года посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
У Зои были сложная "анкета" но она не помешала. Дед Зои, Пётр Иоаннович Козьмодемьянский был священником Знаменской церкви села Осино-Гай. По воспоминаниям старожилов, в ночь на 27 августа 1918 года он был схвачен большевиками и после жестоких истязаний утоплен в Сосулинском пруду.
Семья Космодемьянских были сосланы Сибирь. По некоторым утверждениям, за выступление ее отца против коллективизации. Лишь перед войной они перебрались под Москву.
Ее отношения с одноклассниками не всегда складывались самым лучшим образом - в 1938 году её избрали комсомольским группоргом, но потом не переизбрали. Она критиковала девочек и не могла найти подругу.
В 1940 году она перенесла острый менингит, после которого проходила реабилитацию в санатории по нервным болезням в Сокольниках, где подружилась с лежавшим там же писателем Аркадием Гайдаром.
В октябре 1941 года Зоя в числе 2000 комсомольцев-добровольцев явилась к месту сбора в кинотеатре «Колизей» и оттуда была доставлена в диверсионную школу, став бойцом разведывательный-диверсионной части. Письмо маме...
Уже 4 ноября она была переброшена в район Волоколамска, где группа успешно справилась с заданием (минирование дороги).
Диверсилоонаая подготовка была слабая и снежной зимой сложно войти и выйти из деревни тайно. Одна из диверсанток, Вера Волошина, прошла ровно тот же путь, что и Зоя: её поймали, пытали, ничего не добились и казнили только после тяжелых истязаний.
Приказ был сжигать деревни полностью. "Сжечь 10 населённых пунктов: Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения - 5-7 дней". (приказ т. Сталина от 17 ноября 1941 г.). Позже такую тактику признали ошибочной и больше таких приказов не отдавали. Но диверсионный отряд принял решение сжигать деревни не полностью (хотя это было намного легче), а выяснить в каких домах расквартированы немцы и сжигать только их. Как правило, из таких изб местные жители выселялись в сараи.
27 ноября в 2 часа ночи Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская подожгли в Петрищеве три дома (жителей Кареловой, Солнцева и Смирнова), при этом у немцев погибло 20 лошадей.
По словам сослуживцев Зои, ей удалось сжечь немецкий узел связи, что затруднило или сделало невозможным взаимодействие некоторых немецких частей, стоящих под Москвой.
О дальнейшем известно, что Крайнов не дождался Зои и Клубкова в условленном месте встречи и ушёл, благополучно вернувшись к своим. Клубков был схвачен немцами. Зоя, разминувшись с товарищами и оставшись одна, решила вернуться в Петрищево и продолжить поджоги. Однако немцы уже были настороже, собрали сход местных жителей, на котором велели им охранять дома.
С наступлением вечера 28 ноября, при попытке поджечь сарай С. А. Свиридова (одного из назначенных немцами стражников), Космодемьянская была замечена хозяином. Вызванные последним квартировавшие немцы схватили девушку (около 19 часов вечера). Свиридов за это был награждён немцами стаканом водки (впоследствии приговорён судом за пособничество немцам к расстрелу).
На допросе она назвалась Таней и не сказала ничего определённого. На допросе ей выдрали ногти и скорее всего насиловали. Затем голую пороли ремнями. Хозяйка избы где её держали сообщила что она насчитала более 200 ударов ремнем, а потом перестала считать. Продолжали бить даже когда она переставала стонать и уже теряла сознание. Когда она просила пить, фашисты приказывали приносить ей керосин. Приставленный к ней часовой около 4 часов водил её босой, в одном белье, по деревне на морозе. К истязаниям Космодемьянской пытались присоединиться также местные жительницы Солина и Смирнова (дома которых, занятые немцами под конюшню и радиоцентр, подожгла Зоя), бросившие в Космодемьянскую котелок с помоями и избивавшие Зою палками.
Казнь местные жители описывают так: "До самой виселицы вели её под руки. Шла ровно, с поднятой головой, молча, гордо. Подвели к виселице, скомандовали расширить круг вокруг виселицы и стали её фотографировать... При ней была сумка с бутылками. Она крикнула: «Граждане! Вы не стойте, не смотрите, а надо помогать воевать! Эта моя смерть - это моё достижение».
После этого один офицер замахнулся, а другие закричали на неё. Затем она сказала: «Товарищи, победа будет за нами. Немецкие солдаты, пока не поздно, сдавайтесь в плен». Немецкий офицер злобно заорал. Но она продолжала: «Русь!» «Советский Союз непобедим и не будет побеждён», - всё это она говорила в момент, когда её фотографировали...
Потом подставили ящик. Она без всякой команды стала сама на ящик. Подошёл немец и стал надевать петлю. Она в это время крикнула: «Сколько нас ни вешайте, всех не перевешаете, нас 170 миллионов. Но за меня вам наши товарищи отомстят». Это она сказала уже с петлёй на шее. Она хотела ещё что-то сказать, но в этот момент ящик убрали из-под ног, и она повисла. Она взялась за верёвку рукой, но немец ударил её по рукам...
Тело Космодемьянской провисело на виселице около месяца. Даже над мертвой фашисты продолжили издеваться, ей отрезали одну грудь. Зоя была не первой замученной фашистами и не последней. Но в историю вошла именно она. Ниже дом где её пытали и где она провела последние дни перед казнью.
Имя Зои Космодемьянской носят улицы и школы многих городов и сел, ей посвящены многие литературные произведения... вечная память...
Инфа © Calend.ru и др. интернет.
Другие посты о Великой Отечественной войне и подвиге советских солдат