Бой русского корабля с турками у Босфора

May 26, 2016 07:00


Мужайся! - Казарский, живой Леонид,
Ждёт друга на новый пир славы…
О, будьте вы оба отечества щит,
Перун вековечной державы!
И гимны победы с ладей окрыленных
Пусть искрами брызнут от струн вдохновенных!
Денис  Давыдов



В этот день был неравный вынужденный бой с турками и неожиданная удивительная победа...
Шла русско-турецкая война. (14) 26 мая 1829 года 18-ти пушечный российский корабль «Меркурий» одержал победу над двумя турецкими линейными кораблями 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем» в районе Босфорского пролива. Бой длился три часа.




18-ти пушечный бриг «Меркурий», курсируя у берегов Босфора, неожиданно встретился с турецкой эскадрой. Командир брига капитан-лейтенант А.Казарский пытался уклониться от боя, но низовой ветер был слабым и два турецких корабля стали настигать Меркурий. Тогда капитан решил вступить в бой и, в случае необходимости, взорвать один из неприятельских кораблей вместе с собой.

Первым атаковал трёхдечный «Селимие», имевший 110 пушек. Турецкий корабль попытался зайти в корму брига, чтобы произвести продольный залп. «Меркурий», уклонившись от первого залпа, сам дал полный залп правым бортом по противнику.




Через несколько минут к левому борту «Меркурия» подошел двухдечный «Реал-бей», и русский бриг оказался зажатым между двумя вражескими кораблями. Тогда с «Селимие» закричали по-русски: «Сдавайся, убирай паруса!». В ответ на это на бриге закричали «ура» и открыли огонь из всех орудий и ружей. В результате туркам пришлось убрать с марсов и реев уже готовые абордажные команды. Трижды на Меркурии возникали пожары, которые быстро ликвидировались матросами.

Удачными выстрелами канонира Ивана Лисенко удалось повредить ватер-штаг и бейфут грот-марса-рея «Селимие», после чего его марсель и брамсель заполоскали и повисли.

Благодаря этому попаданию корабль неприятеля немного отстал и привёлся к ветру для ремонта. Тем не менее, вслед «Меркурию» был дан полный залп, сбивший со станка одну из пушек, но на живучесть корабля он не повлиял.

Около шести часов было нанесено серьёзное повреждение и второму неприятельскому кораблю, «Реал-бею» - «Меркурию» удалось перебить его фор-брам-рей и нок фор-марса-рея, который, падая, увлёк за собой лисели. Упав, лисели закрыли порты носовых пушек, а свёртывание марселя лишило корабль возможности маневрировать. «Реал-бей» лёг в дрейф. После трехчасового боя турки прекратили преследование и устранились от боя.




Русский корабль возвратился на базу, в Севастополь. В сражении погибли четверо моряков, ранено шесть. Командир был ранен в голову.

Корабль получил следующие повреждения: 22 пробоины в корпусе, 133 пробоины в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 повреждений в такелаже, все гребные суда на рострах оказались разбиты, повреждена одна карронада.

Причины победы - умелое маневрирование, меткая стрельба и умелое использование "мертвых" зон у высоких турецких кораблей. Каждый из турецких кораблей мог стрелять только одним бортом, в то время как «Меркурий», имея противника по оба борта, мог использовать все имеющиеся орудия. Турецкие корабли не могли вести полноценный огонь, во избежание попадания ядер одного турецкого корабля в другой.
Меркурий грамотно сближался и использовал "мертвые зоны", благодаря чему, практически в течение всего боя (за исключением двух эпизодов), соотношение действующих стволов кораблей составляло 16 - 20 у турок против 18 у русских. Остальные турецкие канониры просто следили за боем, не имея возможности вмешаться из-за углов обстрела. Кроме того, русские орудия быстрее перезаряжались.



Подвиг капитана и команды брига «Меркурий» вызвал не только всеобщее восхищение соотечественников, но и признание противником морального превосходства русских моряков.

Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как „Меркурий“, вывело из строя два линейных корабля».

Один из турецких штурманов - участников этого боя - позднее написал: «Если в великих деяниях древних и наших времен находятся великие подвиги храбрости, то сей поступок должен все иные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме Славы: оно называется капитан-лейтенант Казарский и бриг «Меркурий»».

В ознаменование этого подвига в Севастополе на морском бульваре был установлен памятник с надписью на пьедестале: «Казарскому. Потомству в пример...».

Знаменитый художник Айвазовский написал несколько картин, посвященных этому бою (первая картина поста). Самому бригу «Меркурий» и отличившемуся ранее линейному кораблю «Азов» впервые в истории русского флота были присвоены почетные георгиевские флаги. Для экипажей кораблей установили ношение на бескозырках черно-оранжевой ленты: черный цвет символизировал порох, оранжевый - пламя...
Кроме того, указом императора предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, построенный по чертежам «Меркурия».




Основной источник © Calend.ru и др инет.

календарь, подвиг, история

Previous post Next post
Up