лаутенверк Баха

Aug 12, 2021 12:17



Лютневый клавесин или lautenwerk (реконструкция)

Корпус как у лютни или теорбо в виде раковины, звуки извлекаются щипком плектра как на клавесине. Старинных экземпляров не сохранилось, энтузиасты восстанавливают по чертежам и описаниям. "Лаутенверк" - название, позаимствованное у немцев. Также "клавесин-теорба", просто "клавесин лютневый" (так лютня дала прилагательное не только в сочетании "лютневая музыка"), то есть клавесин + лютня (наверное, можно было бы и "лютня клавесинная", но техника игры на клавире определила название). Мне ещё нравится итальянское старинное arpicordo leutato (так писали в XVI-XVII веках, сегодня итальянцы тоже используют немецкое название (w)). А немцы ранее использовали итальянское clavicembalo.

Бах много писал для лютни. А как насчёт лютневого клавесина? Одно произведение точно написано им для этого инструмента (BWV 996). Баховеды считают, что возможно ещё два сочинения того же периода были написаны тоже для лаутенверка (BWV 997 и BWV 998). Два лютневых клавесина упоминаются в посмертной описи имущества И.С.Баха. По утверждению его ученика И.Ф.Агриколы, Бах собственноручно сделал чертёж басовой модификации лаутенверка и заказал его мастеру Хильдебрандту. Агрикола писал, что инструмент Баха звучал «как теорба» и имтировал лютню настолько хорошо, что «мог ввести в заблуждение даже профессиональных лютнистов». (в)

Сюита до минор (BWV 997) великолепна во всех отношениях. Четыре части, каждая по-своему прекрасна. Прелюдия, фуга, сарабанда, жига. Часто вариации на жигу (double) считают отдельной пятой частью. Это зрелый Бах, ему уже за 50, он пишет спокойную философскую музыку (это не токката ре минор, её он написал в возрасте около 20 лет). Философия, несмотря на то, что сарабанда и жига - это танцы.

image Click to view


20 минут пролетает (проскальзывает) как одно мгновение

Меня поражает звук инструмента. Самое резонансное действие в первой части производит извлечение ми-бемоль большой октавы. Каждый раз, когда встречается эта нота, когда слышится тембр - всё подчёркивается. Их немного, этих подчёркиваний (если хотите - подведений итогов, акцентов). Первый раз на 30-й секунде, завершая третий такт. Затем этой нотой открываются 7 и 8 такты. Вновь она появляется в начале 18 такта, далее эта нота мелькает пару раз в аккордах (там её обаяние скрывается), потом три раза подряд в одном такте, и вновь мощно звучит несколько раз за 5-6 тактов до конца. Следите за ней глазами (она на нижнем нотоносце, басовом, на первой дополнительной нижней линейке), как только она появляется в поле зрения - скоро будет очередной катарсис. Ни одна нота, выше или ниже, не производит такого впечатления.

Ещё интересны появляющиеся-исчезающие (они выделены красным) ноты почти в самом конце прелюдии. Далее следует фуга, тут комментарии излишни - Бах мастер контрапункта. В фуге ми-бемоль тоже несколько раз впечатляет. Прелюдия с фугой вместе около десяти минут (половина всей сюиты), завершается фуга как и прелюдия тоникой нотой до. Сарабанда и жига ритмичны, прекрасно оттеняют прелюдию и фугу, дабл ускоряет ритм. Сарабанда начинается размеренно, раз за разом появляется нота до (но она не впечатляет). Зато переборы высоких нот первой и второй октав берут всё внимание. Ми бемоль тоже появляется, занимая иногда весь такт, и также поражая как и ранее. Завершается сарабанда именно этой нотой. Жига имеет размер 6/8, бодренько так, почти песенный напев, и без перерыва переходит в дабл. Всё выверено и гармонично от начала до конца. Заканчиваётся сюита классически: соль - ми бемоль (вот она) - до. Шедевр.

ДОПОЛНЕНИЕ 13.8.2021 Похоже, я не там искал. Прослушал на простых наушниках, нет такого эффекта, не так поражает ми бемоль. Видимо, дело не в ноте, не в ее окружении, не в тональности. Убрал все о тонике, доминанте, субдоминанте - дело не в этом. Все дело, похоже, в особенностях звучания инструмента, его резонансах.

культура, информация, образование, техника, гармония, творчество, стержень, моделирование

Previous post Next post
Up