Я - маленькая балерина, Всегда нема, Но ярче скажет пантомима, Чем я сама.
И мне сегодня, за кулисы, Прислал король - Жемчужно-бледные ирисы И лакфиоль.
И, затаив бессилье гнева, Полна угроз, Мне улыбнулась королева Улыбкой слез.
1913
[а у Вертинского как?] Я - маленькая балерина, Всегда нема, всегда нема, И скажет больше пантомима, Чем я сама
И мне сегодня за кулисы Прислал король, Влюбленно-бледные нарциссы И лакфиоль...
И, затаив бессилье гнева, Полна угроз, Мне улыбнулась королева Улыбкой слез...
А дома в маленькой каморке Больная мать Мне будет бальные оборки Перешивать.
И будет штопать, не вздыхая, Мое трико, И будет думать, засыпая, Что мне легко.
Я маленькая балерина, Всегда нема, всегда нема, И скажет больше пантомима, Чем я сама
Но знает мокрая подушка В тиши ночей, в тиши ночей, Что я - усталая игрушка Больших детей!
1938
Вместо трёх строф у Вертинского семь (первая и шестая повторяются). В первой переделана третья строка, она смягчена (нет "но", "больше" вместо "ярче"). Во второй строфе, наоборот, третья строка усилена - король присылает не просто "жемчужно-бледные ирисы", а "влюбленно-бледные нарциссы". Естественно, королева ревнует ("полна угроз"), но сохраняет достоинство ("улыбнулась"). Вообще, на мой взгляд, третья строфа самая удачная, а "улыбка слёз" просто чудесна. Эту строфу Вертинский оставил нетронутой, всё в точности как у Грушко. Музыка усиливает контраст между первыми двумя строфам и третьей - звуки музыкальной шкатулки с повторами "всегда нема, всегда нема", "чем я сама, (тут музыка повторяется без слов)" в первых двух сменяются замедленным описанием затаившей "бессилье гнева" королевы. У Грушко на этом всё заканчивается, последняя строка - ударная.
Вертинский дополняет сначала двумя строфами, потом ещё одной (не считая повтора первой). Он придумал "больную мать" и "маленькую каморку". Оборки перешиваются, трико штопается. Но мать не выздыхает, думает "что мне [балерине] легко". Повтор первой строфы поётся уже не так весело. Наконец, последняя строфа с "мокрой подушкой" (слёзы от матери скрываются) подводит итог "я - усталая игрушка". Кого? Чья? Больших... Людей? Нет - "детей!".
(маленькая балерина - маленькая каморка - большие дети)
А ещё есть лакфиоль. Он появляется у Грушко, Вертинский его переносит в песню. Это жёлтый цветок, Вертинский любит использовать жёлтый цвет (бананово-лимонный Сингапур, жёлтый Ангел). Думаю, "лакфиоль" просто появился как рифма к "король". Хотя, кто его знает - может и дарили эти цветы танцовщицам.