А почему бы не послушать немного музыки барокко?
Сегодня самая известная из всех пассакалий. Как на слово токката первая реакция "Бах, ре минор", так и на пассакалия мгновенно появляется эта мелодия Генделя. Последняя часть из Сюиты №7 соль минор для клавесина HWV 432.
По сравнению с роялем клавесин "дребезжит", к его звуку надо привыкнуть. Дело в том, что клавесин - щипковый инструмент, щипково-клавишный. На клавесине нельзя взять звук тихо или громко за счёт разной силы нажатия на клавишу. Ударного молоточка у клавесина нет, есть щипающий струну с одинаковой силой плектр.
Подробнее о регистрах и конструкции клавесина (b). Тренированное ухо уже не раздражает звук "блестящий, но мало певучий", в нём даже слышится обаяние той эпохи.
Click to view
Вся сюита. Пассакалия с 15-й минуты. Ричард Эгарр на клавесине.
Кроме аутентичного инструмента, Пассакалия Генделя исполнялась на фортепиано, органе, гитаре, скрипке, виолончели. Ниже переложение для гитары в исполнении Дэвида Рассела, оно стало очень популярным среди гитаристов.
Click to view
Тоже вся сюита, Пассакалия с 19-й минуты. Другой темп, другие обертона.
На органе Пассакалия звучит совсем по другому. Большие трубы, протяжный звук. Торжественно и пафосно, особенно финал. Семь минут, одна Пассакалия только.
Click to view
Исполняет Фёдор Строганов, переложение для органа Ивана Лебедева.
Переложение Пассакалии для скрипки и альта Юхана Хальворсена, о котором рассказывает Казиник ("обработка, воссоздание" - см. ссылку ниже). Иногда так и пишут авторов: Гендель-Хальворсен.
Click to view
Перлман (скрипка) - Цукерман (альт).
Для полноты картины:
(1)
разбор Михаила Казинника, вся передача посвящена именно этой Пассакалии Генделя. ССЫЛКА НЕ РАБОТАЕТ (7.12.2021), надо поискать в архиве. Как найду - поправлю.
(2) Сейчас часто пишут "пассакалья", в оригинале passacaglia. О жанре:
Пассакалья (в).
Passacaglia (w).