английская национальная опера и могила в Вестминстерском Аббатстве
Когда Георг Фридрих Гендель первый раз приехал в Англию, то нашёл там национальную оперу в кризисе. Со смерти Пёрселла прошло 15 лет и дело его продолжать было некому. А у Генделя было шесть поставленных опер (4 в Германии и 2 в Италии, в том числе имевшая успех у искушённой веницианской публики "Агриппина"), опыт работы приглашённым композитором в Риме и Флоренции, знакомство с ведущими музыкальными тенденциями.
Теперь у композитора появился шанс принести новую музыку на британскую землю, ведь Гендель сразу был принят королевой Анной, которая благоволила итальянской опере. Музыканты в Лондоне были, не было лишь достойного сочинителя музыки. [Рынок свободен, интеллектуальная собственность есть, спонсор надёжный - все козыри на руках, вперёд!] Несмотря на это, Гендель вскоре возвращается в Германию. Дело в том, что он отпросился съездить в Лондон на год. Отпросился? Да, он занимал в то время должность капельмейстера при дворе курфюрста Георга в Ганновере. Причём, место это он получил тоже благодаря своей славе, пришедшей после "Агриппины".
В июне 1710 Гендель стал капельмейстером, осенью поехал в Англию, в феврале 1711 в Лондоне с оглушительным успехом состоялась премьера оперы "Ринальдо" (либретто на итальянском), а в июне он вернулся в Ганновер.
[надолго?]Но ненадолго. На следующий год снова едет в Лондон, отпросившись на это раз [и как ему это только удавалось?] на "неопределённый срок". Забегая вперёд, можно сказать: он правильно поступал, стараясь сохранить хорошие отношения с курфюрстом. Не бросил всё, не "потерялся", не стал невозвращенцем. Более того, во время краткого пребывания в Ганновере он написал двадцать дуэтов, Первый концерт для гобоя, Сонаты для флейты и баса. Но, в общем, не так уж много было пользы Ганноверу от пребывания Генделя на посту капельмейстера. Терпение курфюрста, конечно, поражает.
Через два года королева Анна умирает и кто бы вы думали восходит на британский трон? Тот самый курфюрст ганноверский становится Георгом Первым! Начинается георгианская эпоха истории Англии, точнее воцарение германского рода Велфов на британский трон, которое продолжится до XX века (последней из ганноверской династии была королева Виктория, её сын Эдуард уже считается относящимся к Саксен-Кобург-Готской династии, по отцу). Вот и встретились вновь два Георга: композитор и теперь уже король. На этот раз в Лондоне.
Король благородно подвердил ежегодную стипендию в двести фунтов, учреждённую предшественницей. Конечно, удивительно, когда отпуск превышает время на рабочем месте. Но талант нуждается в великодушных покровителях. Генделю на них везло - ещё в начале карьеры тосканский герцог Медичи приглашал его в Италию. Так от одного спонсора к другому Гендель и путешествовал. В свите короля Гендель съездил в Ганновер, а вернувшись в Британию получил место у герцога Чертосского. Как-то за одно из произведений герцог пожаловал композитору премию в тысячу фунтов.
В Англии Гендель поставил ещё много итальянских опер. Самой заметной, пожалуй, можно назвать "Юлия Цезаря". Всего же композитор написал более 40 опер (включая непоставленные и неопубликованные). Но ему пришлось в конце концов уступить местным противникам, которые были недовольны влиянием Италии, Германии, Франции на английское искусство. Они с самого начала критиковали итальянскую оперу как жанр. Возмущались, не замечая красоты музыки и вокала. Не замечая даже того, что Гендель сразу стал включать в свои оперы элементы английской музыки. Он вообще был очень разносторонним и восприимчивым композитором. Его критиков раздражало также покровительство короля, а у монарха в Англии были не только сторонники.
Генделю пришлось нелегко. Он выдержал в Лондоне конкуренцию с Бонончини и Порпора, приехавшими из Италии. Соперничать в итальянской опере с итальянцами казалось немыслимым, но Гендель съездил за новыми идеями в Италию и Германию, стал включать в оперу хоры и французский балет. Его масштабные произведения поднялись на новый уровень. Тогда англичане сделали свою постановку, всего одну, не буду её здесь называть. На английском, комичную, сатирическую, высмеивающую итальянские оперы, а также вкусы аристократии, т.е. рассчитанную на недовольные массы. Публика была в восторге. Картине в богатой раме она предпочла карикатуру. Английская опера была убита на два столетия (до прихода Бриттена).
Гендель окончательно переключился на создание ораторий и написал "Мессию", своё самое знаменитое произведение. Он также написал патриотические песни и торжественную музыку для придворных церемоний. В результате был признан национальным композитором и похоронен с высокими почестями в Вестминстерском Аббатстве.