фуга №8

Oct 30, 2015 20:12

В октаве 12 полутонов (физическая реализация в виде 7 белых и 5 чёрных клавиш фортепиано), от каждой ноты можно построить две тональности: мажорную и минорную. Что и сделал Бах для клавира. Он написал в каждой тональности прелюдию и следующую за ней фугу (сокращённо, П/Ф). Всего получается 24 П/Ф (12 мажорных и 12 минорных) в каждом томе ХТК.

Бах упорядочил их от ноты до по возрастанию тона: до мажор и до минор, до-диез мажор и до-диез минор, ре мажор и т.д. У каждого произведения свой номер по каталогу (BWV-номер) и номер по порядку внутри тома. Первый том: BWV 846 - П/Ф №1 (до мажор), BWV 847 - П/Ф №2 (до минор) и т.д. вплоть до BWV 869 - П/Ф №24 (си минор). Во втором томе нумерация по порядку начинается заново: BWV 870 - П/Ф №1 (до мажор), BWV 871 - П/Ф №2 (до минор) и т.д., заканчивая BWV 893.

Под номером 8 первого тома идёт BVW 853 (ми-бемоль минор), подробно разобранная чуть раньше ( отрывок, целиком, разбор её тональности). Интересная особенность этого произведения, выделяющая его среди других П/Ф ХТК, в том, что прелюдия и фуга написаны в разных (хотя и энгармонически равных) тональностях: прелюдия в ми-бемоль миноре, а фуга в ре-диез миноре. Как пишут, возможно, у Баха была ранее написана фуга в ре миноре и он просто транспонировал её в ре-диез минор ("One explanation for this might be that JS Bach may have re-used a fugue which was originally composed in D minor and transposed it into D# minor").

Ещё одна особенность BVW 853 в том, что прелюдия из этого произведения - единственная в ми-бемоль миноре во всём ХТК. Позвольте, а где же "прелюдия ми-бемоль минор" из второго тома? Её нет. Под номером 8 второго тома идёт П/Ф ре-диез минор. Она же BWV 877. Визуально сразу бросается в глаза длинное примечание к прелюдии и фуге номер 8 из первого тома, она выбивается из ровного списка произведений ХТК.

Бах завершил создание первого тома ХТК в 1722 и второго в 1742. А в 1782 году Моцарт аранжировал для струнного квартета 5 фуг Баха, среди которых фуга из BWV 877. О том, что наследники Баха гипотетически могли подать в суд "за нарушение авторских прав" даже смешно говорить. Не то время было. Времена другие, люди другие, отношения другие. Музыка только такая же прекрасная. Запись 2013 года с концерта на улице Лейпцига. Слышны покашливания, топот пробегающих детишек. Но звуки двух скрипок, альта и виолончели перекрывают уличный шум. Зато создаётся живая атмосфера и возникает благоговение на лицах слушателей: посреди улицы такая красота.

image Click to view

культура, образование, гармония

Previous post Next post
Up