Фантастика, постапокалипсис и антиутопия: что есть что с примерами

Oct 31, 2020 14:53

А давайте наконец-то разберемся в очень важной теме. Что такое постапокалипсис и антиутопия, и какие фильмы к ним относятся?

Когда кинокритики утверждают, что Эквилибриум - это постапокалипсис, я не могу сдержать зубовный скрежет. Мало того, что этот критик сам в кино ни бум-бум, - так еще и вводит в заблуждение других! Или, попросту говоря, нагло врет. Так вот, чтобы всякие списочники вас не обманывали, давайте разбираться, что есть что. Мы имеем три направления:

Фантастика
Постапокалипсис
Антиутопия

В чистом виде жанры встречаются редко, особенно антиутопия. Она маскируется под фантастику, иногда с элементами постапокалипсиса. Который, в свою очередь, всегда фантастичен. Так как же разобраться? Очень просто. Надо задать такой вопрос: какова основная мысль и цель фильма?

Фантастика - это жанр, который просто придумывает что угодно, безо всяких рамок и якорей. Классический пример кино-фантастики - Звёздные войны. Фантастика не несет глубокого социального подтекста, и если и оглядывается на сегодняшнее общество, то минимально. Цель фантастических произведений - развлечение, они делают акцент на самой истории и технологиях, ковыряния в человеческой сущности для фантастики вторичны, и используются в основном как метод построения сюжета. Этот жанр устремлен в возможности, вариации, и экшн.

Известные примеры фантастики:

Эквилибирум (да, это именно фантастика. Точнее, фантастический боевик. Только идиоты относят эту ленту к антиутопии или постапокалипсису. Ни того, ни другого там нет);
Матрица (фантастика с элементами антиутопии);
Пятый Элемент
Грань будущего
Терминатор (там только элементы постапокалипсиса)
Война миров (да, это фантастика. Постапокалипсис там не случился - старая цивилизация никуда не делась, её только потрепало)
Гаттака (фантастическая драма с элементами антиутопии)

Постапокалипсис - направление фантастики. Ключевое условие этого жанра - должна произойти некая катастрофа, после которой старый мир разрушен. Герои теперь вынуждены выживать и заново строить новый мир, причем опять же этот мир может быть любым. Как и другая фантастика, постапокалипсис минимально смотрит в сегодня, и фантазирует о том, что случится при определенных условиях. Примеры постапокалипсиса:

Мультик "Валли"
Ходячие мертвецы
Последний мужик на Земле
Плохая партия

Постапокалипсис часто путают с фильмами-катастрофами, такими как "Послезавтра" и "2012". Но в кино-катастрофе нет ключевого момента постапокалипсиса - долгосрочного выживания в новых условиях.

Кинопоиск например дает ошибочную информацию, относя к постапокалипсису Матрицу и Терминатора-2. Эти фильмы являются просто фантастикой, потому люди там не строят новый мир после катастрофы, они изначально живут в других реалиях. "Сталкер" - тоже просто фантастика с социально-драматическим уклоном, но не постапокалипсис. Еще интересный пример - "Я Легенда", очередной геройский вапмиро-экшн. Тут вот какое дело: если я говорю, что хочу посмотреть постапокалипсис, то я надеюсь увидеть именно то, как люди выживают в новых условиях, обустраивают свою новую жизнь после того, как старая цивилизация рухнула. В кино типа "Я легенда" цель сюжета - продемонстрировать, как круто герой сражается с напастью, а апокалипсис здесь только для декораций.

Настоящего постапокалипсиса очень мало, ибо в жанре желательна долгосрочность. В сериалах с этим попроще, там можно успеть показать и саму катастрофу, и все стадии выживания и становления. Классика жанра - сериал "Выжившие" (только не российский вариант!), где кучка людей выживают после эпидемии. В одной серии они кучкуются, в другой ищут место, в третьей заводят курей, и т.д. В фильм на 1,5-2 часа такое трудно впихнуть.

В целом с апокалипсисом и фантастикой всё понятно, если доверять своим глазам, а не кинопоиску. Сложно становится, когда речь заходит про антиутопию, которая маскируется под что угодно.

Антиутопия изучает, гиперболизирует и экстраполирует негативные процессы и худшие особенности нашего сегодняшнего общества. Этот жанр подразумевает размышления о том, какой максимально плохой может стать человеческая цивилизация, если не задумается о своем поведении.

Антиутопия как направление в искусстве стала ответом на книгу "Утопия" Томаса Мора. Мор хотел показать, каким замечательным может быть человеческое общество, причем в тогдашних технических реалиях, безо всякой фантастики про лазеры и прочее. Но видимо люди не поверили, что общество может стать идеальным, и устремили свой пристальный взгляд на его пороки, создав направление Антиутопии. Разумеется, антиутопия вынуждена маскироваться под фантастику или постапокалипсис. Настоящих антиутопий в кино мало, ибо это уже из разряда артхауса и философии. Вот основные:

Бразилия
1984
Идиократия
Сквозь снег
Гаррисон Бержерон
О дивный новый мир

С Бразилией и 1984 всё понятно, это гиперболизированная тирания государства. Хотя там хватает размышлений и про народ (но народ предпочитает их не замечать). Идиократия - легкое комедийное кино, показывающее вполне возможное отупение человечества. "Сквозь снег" - яркое, красивое кино, где под слоем экшна кроется очень печальное размышление о том, что "народные бунты" - это всего лишь один из методов, с помощью которого власть управляет народом. "Гаррисон Бержерон" - хорошая идея, плохое исполнение, о том, что человеческое общество всё чаще порицает талант (ты что, лучше других?!) и воспевает посредственность. "Дивный новый мир" - ой, это уже реальность...

Антиутопия отличается от обычной фантастики прежде всего тем, что мы легко можем перенести её идеи на сегодняшнее общество. Мы видим и деградацию по типу Идиократии, и неутихающие военные конфликты из 1984, и стремление людей быть как все, как в "Бержероне". Сравните с Эквилибриумом: мир химического избавления от эмоций никак не резонирует с сегодняшними реалиями.

Есть еще фильм "Платформа". Для простоты систематизации я его отношу к антиутопии, потому что это кино изучает худшие черты человеков. Но по факту в жанр "Платформа" не попадает, так как ограничен одним местом действия, и не показывает цивилизацию в целом, как того требует антиутопия. Фактически это просто артхаус.

Или вот например, есть качественный, но проходной ужастик "За стеклом" 2020 . Его жанр - ужасы, но сюжет содержит явные, даже жирные элементы антиутопий. В частности показывает всё то же торжество посредственности, как в "Бержероне", и высмеивает человеческую страсть к зрелищам, показывающим чужие страдания.

Зачем вообще знать, что кроется под разными жанрами? Ну например для того, чтобы после просмотра не плеваться с криками "я ожидал совсем другого". Каждый жанр имеет свои цели, и если вы хотите просто шоу, без напряга - то ищите фантастику с пометкой "экшн", а если хотите подумать, пофилософствовать - тут уже нужна антиутопия. И наоборот - разделение на жанры полезно, чтобы избавиться от лишних инсинуаций в духе "в этом кино кроется много смыслов и идей, и ты дурак, что их не видишь". Если фильм навел вас на размышления - это в любом случае хорошо, но если кто-то вам втюхивает, типа в "Ходячих мертвецах" заложен скрытый посыл, - сделайте посыл этому человеку. Потому что в постапокалипсисе и фантастике глубоких смыслов нет (за редкими исключениями), это просто развлечение.

В прежние времена было нормой вкладывать философскую мысль в обычную фантастику. Например, в 80-е снимали драмы-антиутопии, которые предупреждали людей об опасности ядерной войны. А еще раньше был например фильм "Запретная планета", где цимес заключается в том, что в самом человеке всегда будет дерьмецо, даже при самых высоких технологиях.Но такого сочетания философии и фантастики не делают, наверное, уже лет 20: фантастика становится всё более потребительской.

Про кино, Постапокалипсис, Фантастика, Антиутопия

Previous post Next post
Up