[эти вольнодумные либеральные аристократы] эти "русские европейцы", полурусские по крови, вольнодумные либеральные аристократы. Вот Пётр Андреевич Вяземский, академик, приятель и корреспондент Пушкина, член общества "Арзамас"... но, вот скажите, любил ли он Россию и русских, если мог написать такое? Пушкин тоже страшно ругался на русских... и Розанов... но вот как русские, а не так:
В 1828г. еще не было самого понятия "русский", он только формировалось - во многом усилиями таких людей, как Пушкин и Вяземский. Чтобы выразить мысль чуть сложнее сапога люди на французский язык переходили, вспомните "Войну и Мир" - через 50 лет вот так эпоха представала.
Люди талантливые и впечатлительные как правило раздражительны. Как у Пушкина: "Черт догадал меня родиться в России с умом и талантом". Хотя тот же Пушкин оставил множество текстов более чем патриотичных. А уж значение его для русской культуры известно какое.
Критически, без иллюзий оценивать свое отечество для умного человека естественно. Тем более досадовать на его изъяны. Если это соединяется с пониманием сродности, когда критикуют СВОЕ. Как куда более поздний поэт сказал:
Пусть кричат - уродина, А она нам нравится...
Ну и вопрос возраста. Как известно, если человек не был в молодости радикалом - у него нет сердца. А если не стал с возрастом консерватором - у него нет ума.
Ну как же это так, понятия "русский" ещё нет, а "русский бог" уже есть. Причём второе для своего появления требует не только развитого наполнения значениями первого, но и рефлексии над ним (культуры). В примечаниях говорится, что "русский бог" употребляется с XI-XII вв.
Слово есть с эпохи летописей. А вот что оно означает, каково наполнение термина?
Как поэт, Вяземский использует слово "бог" переносно, безотносительно христианства. Скорее это Русский Фатум, некий символ в античном духе и высоком штиле. Причем сам текст слегка пародийный на допушкинскую поэзию.
В таких вопросах велика опасность анахронии, когда применяют современное понимание к реальности других эпох. Да ВСЕ там было иначе. Нам затруднительно понимать реальность даже 200-летней давности, которая преподробно описана в литературе и в архивах. Что говорить о ДОисторической, дописьменной эпохе, за пределами "оптики".
Ну, для русской ирреденты или для формирования геополитического субъекта "русская нация" или для нужд строительства русского нац. государства достаточно, скажем, признаваемого 1000-летнего исторического существования русских. То есть тут даже нужны не доказательства, а способность убедить, мягкая сила.
А то, что "русский бог" это, конечно, никакой не Бог с большой буквы, тем более не Бог Русского православия, это понятно. Вяземский описывает... да, фатум, это вы удачно назвали. Я бы добавил, что это ещё нечто, что позднее стали называть "коллективным бессознательным". Но вот только я категорически утверждаю, что это к.б. описано совершенно не точно, пропагандистки. Рукой Вяземского двигала скрытная антирусская сила. Да вам и любой фольклорист скажет, что русский народный стереотип (архетип) описан очень неточно, грубо, не пародийно даже, как вы пишете, а карикатурно.
Comments 19
Люди талантливые и впечатлительные как правило раздражительны. Как у Пушкина: "Черт догадал меня родиться в России с умом и талантом". Хотя тот же Пушкин оставил множество текстов более чем патриотичных. А уж значение его для русской культуры известно какое.
Критически, без иллюзий оценивать свое отечество для умного человека естественно. Тем более досадовать на его изъяны. Если это соединяется с пониманием сродности, когда критикуют СВОЕ. Как куда более поздний поэт сказал:
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится...
Ну и вопрос возраста. Как известно, если человек не был в молодости радикалом - у него нет сердца. А если не стал с возрастом консерватором - у него нет ума.
Reply
Reply
Как поэт, Вяземский использует слово "бог" переносно, безотносительно христианства. Скорее это Русский Фатум, некий символ в античном духе и высоком штиле. Причем сам текст слегка пародийный на допушкинскую поэзию.
В таких вопросах велика опасность анахронии, когда применяют современное понимание к реальности других эпох. Да ВСЕ там было иначе. Нам затруднительно понимать реальность даже 200-летней давности, которая преподробно описана в литературе и в архивах. Что говорить о ДОисторической, дописьменной эпохе, за пределами "оптики".
Reply
А то, что "русский бог" это, конечно, никакой не Бог с большой буквы, тем более не Бог Русского православия, это понятно. Вяземский описывает... да, фатум, это вы удачно назвали. Я бы добавил, что это ещё нечто, что позднее стали называть "коллективным бессознательным". Но вот только я категорически утверждаю, что это к.б. описано совершенно не точно, пропагандистки. Рукой Вяземского двигала скрытная антирусская сила. Да вам и любой фольклорист скажет, что русский народный стереотип (архетип) описан очень неточно, грубо, не пародийно даже, как вы пишете, а карикатурно.
Reply
Leave a comment