ПРОСМАТРИВАЯ

Apr 01, 2018 20:31

[швейцарских художников, обратил внимание]
на WikiArt швейцарских художников, обратил внимание, что на странице Альберта Анкера, представленного на этом сайте аж ста четырьмя картинами, нет ни одного натюрморта. А помнится, именно они мне когда-то понравились... чем же? Как ни странно, приоткрытием зрителю совсем забытого теперь уже отношения к жизни и почти исчезнувших вкусов. Потому что повседневность (не шутите с ней, она только кажется категорией незначительной и может вам жестоко отомстить) сегодня, спустя уже почти сто пятьдесят лет, не то что совсем другая, она агрессивно отрицает прежнюю.

Вот его натюрморт, в котором, как мне кажется, запечатлено, настроение и тепло быта того времени:



Натюрморт с кофе и коньяком, 1882.

Хоть это и "неподвижная жизнь", жизнь внутренняя переливается через иллюзорные границы форм: неподдельный и довольно выдержанный коньяк изнутри давит на стеклянные стенки закрытого графина, а в рюмках коньяк уже немного спокойнее, ведь давления кружащих голову паров уже нет; фарфоровый кофейник стоит скромно, полный тайн, но мы откуда-то чувствуем запах правильно приготовленного кофе; очищенный белый сахар в 1882 году - ещё пока довольно дорогое лакомство, и стоит поэтому гордо, насыпанный щедро, с горкой.

Почему мы уверенны, что кофе не кипятили, а кофеин из него не извлечён? А по соображению системности того, что перед нами - швейцарского быта 136 лет назад. Многое из того, что мы видим на картине поучительно.

Во-первых, нельзя никак без свежей скатерти. Если вы не перешли после обеда из столовой в другое место пить кофе за специальным кофейным столиком, то вы, разумеется, перед тем, как сервировать кофе там же, где обедали, должны сменить скатерть... На картине мы видим, что скатерть свежая: она только что разложена, и складки ещё топорщатся очень выразительно.

Во-вторых, не следует, нарушая приватную атмосферу, ставить бутылку с этикеткой и прочими публично-торговыми атрибутами на домашний стол, это уместно только в ресторане или кофейне, да и то в хороших дорогих местах бутылку оставляют на сервировочном столике. Графин и рюмки - соответствуют друг другу, даже если они не составляют гарнитура.

В-третьих, кстати о принципе гарнитура, единства набора, например: сервиза посуды. Как видим, это совсем не ценность. На столе прекрасная посуда, но в ней нет единства сервиза! Вообще, радость от наборности посуды с одинаковой росписью - по сути детская, наивная. Когда вы каждый день пользуетесь посудой, то приятней смотреть на разнобой... да видимо и глазу художника это милей. Но посуда должна при этом быть высокого качества... Что мы и видим: и сахарница и молочник - красивы.

Да, отмечу ещё, что коньячные бокалы (такие большие и сужающиеся кверху) вообще-то ни к чему: хороший коньяк вы распробуете и разнюхаете и с такими рюмочками, как на картине, и они гораздо удобнее для выпивания.

художник как медиум, изобразительный универсум, искусствоведение в штатском

Previous post Next post
Up