Новая тактика арабов против Израиля - Юджин Конторович, National Review Online[перевод мой, прошу прощения за ляпы и шероховатости - М.П.]
Враждебные государства, расположенные вокруг Израиля, организовали прорыв международно признанных границ Израиля огромными толпами. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал этот прорыв границы вторжением, однако представители ООН разных уровней выступили в защиту толп, штурмовавших границу, называя их невинными демонстрантами.
Международное право имеет четкий ответ на вопрос, кто прав.
Это не первый случай в современной истории Ближнего Востока, когда арабские автократии используют массовые марши для вторжения и подчинения соседних государств. В прошлом международное сообщество уже осуждало подобные действия, ровно за то, чем они являются, а именно за применение силы против территории другого государства в нарушение Устава ООН. Международное право основывается на прецедентах, на том, какое юридическое толкование дало мировое сообщество подобному событию в прошлом. Мы, таким образом, наблюдаем избирательное применение международного права в случае с Израилем, при том, что организованный Марокко "Зеленый марш" на Западную Сахару -- ближайшая параллель событиям этой недели -- даже не была упомянута мировыми лидерами.
В 1975 году Испания объявила о готовности уйти, полностью или частично с территории Западной Сахары, крупного региона пустыни между Мавританией и Марокко. Марокко надеялось заполучить себе эту территорию, богатую полезными ископаемыми, но претензии Рабата на суверенитет над ней были последовательно отвергнуты комиссией ООН по Западной Сахаре и в консультативном заключении Международного Суда, при этом обе инстанции выступили за самоопределение региона.
Марокко это не остановило. После того, как со стороны этих международных органов ему было отказано в претензиях на Западную Сахару, режим организовал "Зеленый Марш", отправив 350 тысяч невооруженных марокканцев в хорошо отдирижированный поход на Западную Сахару.
Испанцы не были готовы к столкновению с толпой гражданского населения такого размера, и эвакуировали свои войска с территории Западной Сахары. После этого на местность прибыли марокканские войска, и она остается под контролем Марокко и по сей день.
Пресса взяла за правило именовать толпы арабов, штурмующие израильские пограничные пункты, "демонстрациями протеста". На самом деле, "протесты" проводятся внутри страны; организованное незаконное пересечение границы является вторжением. В 1975 году, когда Западная Сахара стала жертвой подобной тактики, мировое сообщество высказалось по этому вопросу совершенно ясно (и это при том, что марокканцы были безоружны, а сирийцы и ливанцы атаковали израильских пограничников, швыряя в них камни и другие предметы). Другие арабские лидеры призвали "Зеленый марш" "нарушением суверенитета" Западной Сахаре и "действиями, противоречащими нормам международного права." Выдающиеся авторитеты в области международного права охарактеризовали этот марш, как незаконное применение силы, "похищение Сахары", говоря словами одного из ведущих международных юристов того времени. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, осуждающую вторжение.
Кроме того, несмотря на номинально гражданский состав участников марша, несколько резолюций Генеральной Ассамблеи ООН признали, что Марокко осуществило военную оккупацию Зап.Сахары. Наблюдатели отмечали, что марш не мог произойти без разрешения а скорее всего, и без поощрения
со стороны короля Марокко, Хасана, и следовательно, он должен нести ту же ответственность, как если бы он приказал ввести войска по всей границе. Это был именно захват территории, несмотря на отсутствие оружия: большая организованная толпа может быть столь же сильный, как вооруженное армейское соединение. Как показала капитуляция Испании, марш через границу вполне может быть более эффективным инструментом нанесения поражения западной армии, неохотно применяющей оружие против гражданских лиц.
Возможно, сегодня мировые лидеры не хотели бы вспоминать об оккупации Западной Сахары марокканцами, поскольку это яркий образец того, как международное право, применяемое в отношении Израиля, отличается от того, которое применяется во всем остальном мире. Рабат занимает Западную Сахару почти так же долго, как Израиль оккупирует Западный берег, и притом на гораздо меньших правовых основаниях. Однако международные усилия по прекращению оккупации З.Сахары были скудны и половинчаты. По сути, мир смирился с оккупацией после того, как "мирный процесс" в регионе провалился в 2004 году, когда Марокко отклонило мирный план, одобренный Советом Безопасности, без какого-либо ущерба для своего положения на международной арене. Кроме того, правительство Марокко планомерно осуществило заселение территории Западной Сахары своими гражданами. Однако ни одна из резолюций ООН по установлению мира в З.Сахаре не предусматривается выселение с ее территории марокканских поселенцев. На самом деле, в плане СовБеза, отвергнутом Марокко, поселенцы, число которых в настоящее время превышает число коренных жителей, предполагалось их участие в референдуме по определению будущего этой территории.
Многие наблюдатели сегодня полагают, что вторжение толп через израильскую границу представляет собой новые мощный инструмент арабов для дальнейшего
настраивания мирового общественного мнения против Израиля. Однако это вовсе не тактика "гражданского неповиновения": это попытка иностранных государств завоевать территорию Израиля точно так же, как когда-то это сделало Марокко. Нетаньяху подал официальную жалобу в Совет Безопасности. Соединенные Штаты, как постоянный член Совбеза, должны настаивать на принятии решения по нему. Если этот орган хотел бы продемонстрировать свою беспристрастность, он осудил бы тех, кто организовал вторжение в Израиль, точно так же, как это было сделано в отношении Западной Сахары.