Очередной громкий скандал последних дней в бесконечной веренице посягательств на Норашенскую церковь Сурб Аствацацин, некоторым образом увел в тень не менее трагическое положение других армянских церквей, как в Тбилиси, так и на всей территории современной Грузии. Власти соседнего государства всеми правдами и неправдами уклоняются от решения этих животрепещущих для армянского народа проблем. Церкви же, бесхозные и одинокие, тем временем, умирают на глазах. А то, что еще не разрушило бесстрастное Время, разрушают люди, подобные герою новостных лент священнику Тариелу, которые заняты созданием «неопровержимых доказательств грузинского происхождения» армянских храмов. В третьей части нашей работы хотелось бы остановиться на истории и нынешнем состоянии одной из таких так называемых «спорных» церквей - тбилисской церкви Сурб Ншан.
Церковь Сурб Ншан или Святого Крестного Знамения - трехалтарный армянский храм, строительство которого было начато танутером Амиром Бебутяном и его сыном Асламазом в 1701 году.
Сурб Ншан трудно не заметить, учитывая, что расположен он в самом центре, в густонаселённом квартале старого города, неподалеку от площади Геракла, на перекрестке старинных узких улиц Серебряной и Акопяна. Церковь по праву считается одним из наиболее примечательных армянскиx культовыx сооружений, сочетая элементы декора как традиционно армянского, так и восточного.
Основная ктиторская надпись церкви гласит: «Иисус Христос, благодатью Святого духа совершено основание и строительство сей церкви Сурб Ншана в лето 1152 (армянского летоисчисления - Pandukht) в царствование Левана-хана и его сыновей, в патриаршество владыки Нахапета» (1691-1705 - Pandukht).
В 1720 году, когда надпись высекалась, строительство было доведено до купола и, как явствует из записи в синодике, церковь в течение 50 лет оставалась без купола, построенного в будущем. Однако уже в 1763 году в «Джамбре» католикоса Симеона Ереванци она упоминается в числе семи основных церквей Тифлиса. Престол церкви праздновался на третий день Пасхи, в ней издревле хранилась частица черепа апостола Андрея.
В начале XVIII века Тифлис продолжал оставаться многонациональным городом с оригинальным местным колоритом, в котором ощутимы были культурные традиции как христианских народов, так и персов-мусульман. Поэтому в отделке фасадов армянскиx церквей Тифлиса того времени xарактерно применение элементов персидского декоративного искусства. Фасады церквей отделывались стрельчатыми арками, барабаны куполов украшались поливными изразцами. Вот что писал о церкви грузинский историк П. Иоселиани:
«Сурб Ншан по имеющейся на ней армянской эпиграфической надписи, был возведен в царствование Леона, отца Вахтанга VI, в 1701 году. Заново возводился в 1703, 1789, 1868 годах. Церковь великолепная, с куполом, воздвигнута в честь святого Николая, покоится на четырех колоннах. Купол ее покрыт зелеными кирпичами, а сама церковь и притворы - черепицей. Имеются три хорана: средний - большой - в честь святого Николая, северный - в честь апостола Андрея и южный - в честь святого Георгия. Здесь есть множество различных изображений святого Николая, весьма великолепных...»
История возведения, последующиx обновлений и переделок подробно описана в соxранившейся до нашиx дней эпиграфике памятника. В ограде церкви имелось множество эпитафий, основная часть которых либо разрушена, либо была закрыта поздними жилыми пристройками. Уцелели лишь те, что были расположены в непосредственной близости от стен церкви или сохранились в виде надгробных плит, прикрепленных к церковной стене.
Подробные сведения об истории работ, связанных с церковью, узнаем от Г. Аганянца. Вот некоторые из них:
«Была построена танутером Амиром и его сыном Асламазом, после чего в 1703 году восстановлена меликом Гиоргом, Меграп ага Шарипекян построил купол в 1784 году».
«Танутер Амир и его сын Асламаз построили церковь Сурб Ншана со своим притвором и оградой. Колокольня Сурб Ншана и кельи построены на средства ходжи Пархудара и его супруги Дареджан».
«Танутер Асламаз и его супруга Шахрубан обновили церковь».
«Мелик Гиорг вновь построил и обновил от основания, увеличил аркообразно и красивой композицией церковь Сурб Ншана в 1703 году, освятили в 1741 году и отслужили службу, и в том же году скончался мелик Гиорг».
«Мелик Гиорг, супруга Хамперван и сыновья Зурап и Пап построили кирпичный завод и подарили церкви».
«Танутер Гиорг отодвинул ограду церкви».
«В 1719 году дочь Пархудара Еагунд обновила построенную отцом колокольню».
«Парон Перихан возвел иконостас церкви».
«Мастер Бана Якоб при строительстве церкви подарил ей своего ученика по имени Саргис, дабы служил тот, ежегодно отдавая церкви 1 литр масла и 1 чарек воска».
«Хозоенц Аракел для церкви купил место под кельи и кладбище».
«Священник Тер-Никогос-Авак обновил вход церкви новым тесаным камнем».
«Сыновья Мурада Алагулунца Мартирос и Панос построили большую дверь притвора».
Исключительное значение имеют и надписи на стенах церкви. Вот фрагменты надписи, высеченной над северным входом (полностью она состоит из 13 строк): «Я, Мелик Гиорг, сын танутера Асламаза, построил сей храм, посвященный святому Николаю, в память мою и моих родителей, братьев моих и моей супруги Хамперван, сыновей моих - Зурапа и Папа, дочерей моих и моего неутомимого священника Тер-Мовсеса. И я, мелик Гиорг, заплатил всю стоимость сего [строительства] в 1169-м (армянского летоисчисления - Pandukht) году. Остался купол - в неизгладимую память тех, кто [его] завершит».
Все упомянутые в письменных и лапидарных источниках танутеры - Амир, Асламаз и Гиорг - по наследству занимали должности городского головы Тифлиса и принадлежали к роду Бебутянов.
Представляют ценность также надписи, извещающие о строительстве и реставрации купола (1780), двери (1781), новой двери (1833), часовни (речь идет о южном входе 1861 г.). В 1868 году был отреставрирован хачкар и произведена побелка внутренних помещений.
Горельеф с головой тигра - в верхнем углу преддверия
Обломки надгробья, установленного в память Шушан и Закарии - родителей городского головы Абисогомонянца.
В советские времена здание церкви использовалось по-разному. В годы войны здесь находился склад макаронных изделий. Затем - книгохранилище Грузинской национальной библиотеки, большей частью в нем хранилась армянская досоветская, а также русская и немецкая периодика.
Постепенно церковь Сурб Ншан пришла в упадок. Газета «Голос Армении» в номере от 26 сентября 1998 года писала: «Сегодня церковь в аварийном состоянии, разрушается вход с северной стороны, но, как обычно, и армянская община, и епархия никаких мер не принимают. А недавно группа людей, представившаяся сотрудниками Общества по охране памятников, предъявила ультиматум жителям двора: если армяне в течение месяца не предпримут меры, церковь перейдет к грузинской епархии».
Рассказывает актер, режиссер и драматург Слава Степанян:
«Церковь Сурб Ншан - это потрясающей красоты памятник. Когда я в свое время читал «Волны счастья» Зурабяна, понял, что там есть фрески художника из рода Овнатанянов. И я всегда думал - когда-нибудь откроются эти двери, чтобы я увидел фрески. Церковь все время стояла закрытой. Рядом действовала грузинская церковь, а про Сурб Ншан нам говорили, что там очень много книг и она используется как книгохранилище.
Однажды прохожу - двери открыты. Была вторая половина 90-х. Прямиком туда, и что я вижу - на лесах стоят двое рабочих-грузин с зубилами в руках и сбивают эти фрески. Нельзя смотреть на это варварство - неважно, Овнатанян там или нет. Как минимум, ты - христианин. Брат, что ты делаешь? Не говорю уже о том, что это исторический памятник. Спрашиваю: «Что вы делаете?» - «А ты что здесь делаешь, армянин? - отвечают мне очень грубо. - Давай, выходи, здесь не твое место». Спустились и пошли на меня со своими молотками. Я вышел, нашел грузинского священника. «Святой отец, Вы знаете, что там происходит?» - «Это не ваше пространство, прошу освободить». Единственное, что я мог сделать - позвонить председателю Союза армян Грузии Г. Мурадяну. Он на машине мчится туда - смотрит, убеждается, что происходит. Решить вопрос не удавалось, пока он не обратился к католикосу Вазгену. Вазген обратился к грузинскому патриарху Илии - все останавливается, двери закрываются, и этот вопрос до сих пор не решен. Что там внутри, никто не знает».
В храме, на десятилетия брошенном без ремонта и малейшего присмотра, 20 октября 2002 года имел место сильный пожар, который тушили несколько пожарных расчётов. Версия о неисправности электропроводки была сразу отметена, поскольку напряжение сюда уже давно не подавалось. По версии грузинских правоохранительных органов храм и находившаяся в нем периодика сгорели из-за того, что дети неосторожно играли со спичками. В это не слишком-то верится, учитывая, что пожар начался в 3 часа ночи.
Так сгорел армянский Сурб Ншан - храм, стены которого уже много лет не слышали звуков службы. Литературы внутри было так много, что весь пол просторной церкви покрылся полуметровым слоем золы. Однако пожар поглотил не только книги. Фрески художников Овнатанянов были покорежены и потеряли свой первоначальный облик. К сожалению, под действием огня вся штукатурка и весь верхний слой фресок осыпались, что привело к их гибели. А из-за того, что церковь постоянно была закрыта, их не удалось в свое время сфотографировать и увековечить. В итоге на стенах остались лишь следы от языков пламени, а над головой - почерневший купол.
Пожар фактически поставил точку в деле уничтожения исторического памятника, превратил храм в развалины, а нелюди превратили его в отхожее место. Разрушены двор церкви, окрестности, которые в некотором плане уже сливаются с жилыми домами двора. Возле входа в Сурб Ншан имеется вывеска, говорящая лишь о названии церкви, и больше ни о чем. Стены входа на грани обрушения, надгробия перед входом застланы деревянными опорами.
Сурб Ншан была крупной и просторной церковью, но нынче, расположенная между полуразрушенными домами узких улиц и старых дворов, израненная пожаром, она производит гнетущее впечатление. Когда обходишь здание, в памяти невольно всплывают картины разрушенных церквей и хачкаров Западной Армении, которые послужили местному населению обычным строительным материалом. А то, что не разрушил пожар, разрушает время и «соседи». Люди, проживающие окрест, так увлеклись возведением пристроек вокруг церкви, что кажется, будто она совершенно не имеет никакой связи с Богом.
И это в Грузии, где народ с великим трепетом относится к собственным церквям. Сложно это как-то объяснить, особенно памятуя, что Грузинская православная церковь пытается представить Сурб Ншан именно в качестве православной церкви Святого Николая. Так, утверждается (как обычно, наиболее впечатляющие фразы выделены мной - Pandukht), что «Сурб Ншан был построен не в XVIII веке, как гласят надписи, а в XVI-ом, и до середины XIX века существовал как грузинская церковь. Потом местные армяне прибрали ее к себе за долги».
Или вот еще перл:
«Нужно думать, и небезосновательно, что, по древней грузинской традиции, имя святого Николоза сохранилось в названии исконно грузинской, но обращенной в армянскую церкви Сурб Ншан. Гораздо ранее 1700-х годов эта церковь была грузинской молельней, но в годы лихолетья перешла в руки армян. По какой причине это произошло, трудно сказать, но, несмотря на армянскую ктиторскую надпись 1703 года, за ее возведение заново взялся некто мелик Киорк. А еще ранее определенную работу выполнили также отец мелика Киорка Асламаз и его дед Амира. Благодаря их должностному положению (они были мамасахлиси - старосты) им нетрудно было завладеть оставшейся без присмотра грузинской церковью. Хотя не исключено еще более раннее присвоение».
Складывается ощущение, что армяне в Тифлисе строили свои церкви исключительно на грузинских руинах: то ли им места не хватало, то ли современным грузинским «историкам» элементарно не хватает фантазии. Все-таки скорее второе. К тому же стало «доброй традицией», что грузинская сторона свои претензии на армянское историческое наследие не подкрепляет ни единым архивным документом.
продолжение следует